Балет в счастливую жизнь: какую эпоху создала Раиса Стручкова
К 100-летию со дня рождения великой балерины – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.
Ее именем назван астероид. Летит через Вселенную светящийся осколок чего-то огромного и не ведает, что назван именем русской балерины.
Может быть, сегодня имя Раисы Стручковой больше известно астрономам, чем широкой публике, но имя-то великое! Такое же великое, как эпоха, когда Раиса Степановна вышла впервые на сцену. А далее сама сделала великим время, которое на сцене провела.
Ее служба в балете Большого театра началась в годы войны. Сразу после окончания училища в эвакуации она вспорхнула на подмостки, чтобы полностью отдать себя танцу. Классическому русскому балетному искусству.
Она танцевала превосходно. Без фальши и «утрировок», как говорила о ней ее педагог Елизавета Павловна Гердт – человек предшествовавшего появлению Стручковой столетия русского балета.
Но между нею и вершиной славы стояла величайшая балерина – Галина Уланова. Раиса Степановна стала ее дублером. Какое это, должно быть, испытание – заменять Галину Сергеевну в спектаклях.
Публика, буквально сходившая с ума от Улановой, однако, не могла не влюбиться и в ее дублершу – прекрасную, неповторимую, обладающую «в полной мере лирикой, гротеском, героикой и драматизмом – всем тем, что создает великую личность на сцене». Так описывает балерину хореограф Михаил Лавровский.
Стручкова начала с «Шопенианы» и исполнила множество партий в балетных постановках Большого театра. Золушку, Лизу в «Тщетной предосторожности», Марию в «Бахчисарайском фонтане», Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», Джульетту, Жизель, Гаянэ… – почти весь репертуар.
Она не оставила балет и закончив сценическую деятельность. Продолжила в качестве балетмейстера-репетитора, воспитав новых звезд Большого и мировой сцены.
Раиса Степановна поставила свое «Лебединое озеро» для английского Национального театра в 1994-м, расширив таким образом географию и влияние русской музыки и танца.
Стручкова заняла кресло главного редактора журнала «Советский балет», став его инициатором и основателем. И провела в нем 15 лет, полных усилий по популяризации балетного искусства.
Раиса Степановна жила долго и активно. Человек увлеченный и щедрый, она могла бы прожить и больше, если бы не болезнь.
Раиса Стручкова оставила после себя, кроме своих партий, звездных учениц, журнала и воспоминаний, полных признательности и любви к ней, высокий полет служения и требовательность, чудесным образом сошедшуюся с искренней добротой и любовью к воспитанникам, искусству, русскому балету.
А еще – имя, которое несет через глубины бесконечности небесное тело, бывшее без него безымянным объектом.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.