На все сто: как любила и мечтала актриса Вера Васильева
К 100-летию со дня рождения любимой артистки – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.
Два года назад мы уже писали о прекрасной советской и российской актрисе Вере Кузьминичне Васильевой. Поводом тогда послужило печальное событие – она ушла из жизни, не дожив до своего 100-летия каких-то пары лет.
В тот год вышла в свет последняя – четвертая – книга мемуаров актрисы «Любить и мечтать». И ей было что рассказать о себе, о своей жизни и творческом пути.
Девочка из самого сердца России – Тверской области. Отец – из крестьян, мама – городская. Сложная жизнь в довоенной деревне. Непростые отношения в семье – мать выдали замуж не по любви. Переезд в Москву. Война. Разлука с матерью и младшими сестрами и братом. Одни в эвакуацию, другие по приказу – служить в тылу. Она осталась в Москве со строгим отцом. Работала на заводе, пряталась, как и другие, от налетов и бомбардировок. Пришлось и сеять, и пахать – участвовала в сельхозработах.
Невозможно представить, как она – такая улыбчивая, воздушная – трудится в тяжелых условиях, в рабочей робе стоя у станка. Война.
И тем не менее «любить и мечтать»! Она влюбилась в театр. Поступила в театральное училище в 1943-м – прямо в середине войны. Училась исправно. Ее полюбили педагоги и сокурсники – она умела одной улыбкой растопить сердца. Скоро это почувствовал на себе зритель.
Маленькой ролью, которая даже строки в титрах не удостоилась, в комедии «Близнецы», снятой на «Мосфильме» в победном 1945-м режиссером Константином Юдиным, где главные роли сыграли настоящие звезды экрана Михаил Жаров и Людмила Целиковская, студентка Вера Васильева открыла большую дверь в темный кинозал, заполненный зрителем, только-только пережившим трагедию войны.
Сразу же последовало предложение от прославленного режиссера Ивана Пырьева – первая не главная, но большая, роль в фильме «Сказание о земле Сибирской». И звезда Васильевой взошла! Взошла, чтобы никогда не закатываться.
Десятилетия она находилась в зените зрительской любви. О ней мечтали. Ее фотографии украшали стены общежитий, квартир, заводских помещений, альбомы поклонников по всей стране. Ее чудесное лицо, освещенное обаятельной улыбкой, на афишах Театра сатиры, где она прослужила до конца жизни, мгновенно давало повод занять очередь в театральную кассу.
Сотня ролей за 100 лет. Сейчас это кажется не слишком впечатляющим. Современные актеры за 10 лет работы в киноиндустрии набирают и больше, проскакивая в небольших незапоминающихся ролях типажей в бесконечном телесериале, в который превратилась значительная часть кинопродукции. А тогда каждая роль занимала артиста полностью. Роли отдавались как единственному важному в жизни. Ролью жили, любили, мечтали.
В таком самоотверженном мечтании прошла большая, наполненная любовью жизнь Веры Кузьминичны Васильевой. И театральная публика, и кинозритель отвечали ей тем же.
Ее заслуги отмечены высшими званиями, призами и премиями. Две Сталинские премии Васильева получила, еще не достигнув 30 лет. Это было и признанием, и авансом за будущую безупречную службу, потребовавшую полной самоотдачи.
Многие помнят спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше в Театре сатиры, где Васильева много лет играла графиню – супругу неверного графа Альмавива в исполнении Александра Ширвиндта. И зритель был покорен ее образом вечно молодой графини, каждый вечер спектакля изобретательно оберегающей мужа-волокиту от проступка.
Таков, возможно, был ее талант. Ее завещание нам, написанное всей ее жизнью: не дать зрителю забыть главное в погоне за сиюминутной прихотью – не предать, не отвернуться, не прекращать никогда любить и мечтать.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.