Старый Свет гасится: как Европа пытается незаметно отползти от Украины
О ветре перемен – обозреватель «Абзаца» Дмитрий Попов.
Можно сколько угодно стебаться над европейскими лидерами, но отрицать наличие у них циничного прагматизма просто глупо. И сейчас этот прагматизм толкает их на то, чтобы потихонечку, почти незаметно отползать от Украины. У Варшавы с Киевом, например, случился в результате классический жабогадюкинг.
Поначалу толпы украинских беженцев были встречены в Европе относительно радушно. Но со временем местное население стало прозревать. Немалую роль в этом, стоит заметить, сыграли и сами украинцы.
Убежденные в том, что все кругом им должны, они удобно уселись на шее гостеприимных хозяев и свесили ножки. Раздражение нахлебниками, не стесняющимися при этом кататься на элитных машинах и жить на широкую ногу, нарастало, и сейчас его уже не получается не замечать – собственный народ предъявляет претензии европейским властям.
Да и экономить на чем-то надо, прикручивать фитилек в отсутствие дешевых российских энергоносителей. Как в той же Германии, где канцлер Мерц заявил о конце «государства всеобщего благосостояния». И так ведь происходит по всему Старому Свету. Вряд ли немецкие бюргеры или польские паны останутся довольны, если их благосостояние в этих условиях будет снижаться за счет украинских беженцев (там и без них мигрантов хватает).
Это ворон ворону глаз не выклюет, а вот русофоб русофобу – за милую душу. И вот уже президент Польши Кароль Навроцкий наложил вето на закон о поддержке украинцев. При этом сразу выпятили историю, что из-за этого Польша начиная с октября не сможет оплачивать Украине Starlink.
Было бы хорошо, конечно. Но уже подоспело разъяснение, что ветированный закон в этой части поправят. Шум сделал свое дело – отвлек от того, что теперь Польша не будет платить пособие неработающим украинцам. Кончается у них райская жизнь.
Есть и еще один аспект, который не могут не понимать европейские власти и который подталкивает их к экономическому выдавливанию «гостей». В сентябре 2023 года в одном из интервью Зеленский довольно прозрачно намекал, что Украина, конечно, находится в зависимости от ЕС, но и Евросоюз в некоторой степени в заложниках у Украины: «Невозможно предсказать, как отреагируют миллионы украинских беженцев в европейских странах на то, что их страна будет брошена».
Не исключено, что первой на себе такую реакцию украинских беженцев испытает все та же Польша. Поскольку президент Навроцкий объявил о намерении приравнять «символ Бандеры*» к нацистской и коммунистической символике в Уголовном кодексе и не выдавать польские паспорта бандеровцам. Зеленского это страшно возмутило – как же, ведь Бандера возведен на Украине в культ, да и Россия требует денацификации.
Нелегитимный даже пригрозил Варшаве «потенциальной реакцией», если Польша запретит бандеровскую символику. Интересно, насколько велико влияние Киева на зарубежные диаспоры? В Польше, например, по данным статистики ЕС, сейчас 4,2 миллиона украинцев. Это серьезная сила.
Так что изменение отношения Европы к пришлым украинцам довольно показательно. И это реальный первый европейский шажок в сторону от «нерушимой поддержки» Киева.
Потому что одно дело – лозунги, а другое – циничный прагматизм. Вслух это осмелился произнести только прямолинейный, как рельса, финский президент Стубб, который заявил, что необходимо «морально подготовиться» к восстановлению отношений с Россией.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
*Степан Бандера – один из лидеров запрещенной в России экстремистской организации ОУН-УПА.