Абзац
Абзац
Фото © EPA / ТАСС

О хедлайнерах грядущего мероприятия – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.

Московская международная неделя кино – мероприятие масштабное, хоть и молодое. Всего второй сезон, а какой успех и размах! Кинематографисты из 21 страны (это в период «изоляции»-то), десятки площадок, тысячи зрителей. Москва умеет удивлять радушием и гостеприимством.

Вот, собственно, гости. Кто они? Среди самых именитых ожидаются:

Если Эмир Кустурица – наш, и в этом нет сомнений, то двое других американцев вызывают интерес прежде всего тем, что раньше не проявляли особого интереса к современной России. 

Вуди Аллен ставил фильмы, где в несколько пародийном ключе обращался к русской литературной классике и импровизировал в изображении русского характера. Такова его картина «Любовь и смерть» 1975-го, где он довольно ехидно высмеивает пафос русского эпического романа, используя аллюзии к «Войне и миру» и «Доктору Живаго». Собственно, этим его «русские сезоны» и ограничились. И вот вдруг участие в московском кинособытии. Что бы это значило?

Боец по жизни Дакаскос – боец по духу. Как и Стивен Сигал – тоже спортсмен и киноактер, тоже человек духовный, каким и должен быть мастер восточных единоборств, – может пробиться к нашему берегу, ощущая учащенный пульс планеты и чувствуя нашу правоту. Настоящие боевые натуры чувствуют ложь и считают «подставные бои» оскорблением достоинства. А достоинство – это главное оружие воина. Без него он превращается в обычного драчуна.

Когда-то накануне грандиозного спортивного события ХХ века, каким стала московская Олимпиада-80, главная спортивная мировая звезда Мухаммед Али, посетивший СССР и проехавший страну из конца в конец, выяснил для себя, что западный бойкот Игр основан на клевете и мнимом превосходстве Запада над другими народами. Приехав как критик политики СССР, познакомившись с людьми и реальностью – не только быта, но и сознания, душевности, культуры, – он из сторонников бойкота перешел в лагерь сторонников Олимпиады.

Мы знаем, как умеют располагать к себе искренних и любознательных иностранцев наши люди. Очаровывать и убеждать, проявляя себя с лучшей стороны. Но вот этот насмешник Аллен, для которого святого мало или почти ничего нет, – он-то как оказался в свои почтенные почти 90 лет среди участников московской кинонедели?

Загадочное, но только не для загадочной русской души, событие. Почти происшествие. Наша душа ищет всегда хорошее. Так и объяснение выглядит просто. А почему нет? Разве на Западе не осталось приличных людей? Конечно, они есть. И их большинство, как и у нас. Люди, способные смеяться над собой, у нас всегда в почете. И Вуди Аллена мы можем любить как своего. И верим, что человек добр, умен и справедлив, пока не проявил себя иначе. У нас даже обращение такое есть – «человек хороший».

Пусть все флаги будут к нам. Мы всегда открыты к общению на любом уровне. Тот, кто не обозначил себя как наш враг, – наш друг. Мы не прощаем только предательства, не принимаем оправданий его и не можем понять.

Москва снова удивляет широким размахом. Кинозавод «Москино» (не путать с «Мосфильмом» и фамилией итальянского дизайнера одежды) – и без того один из крупнейших центров производства фильмов, разрастается, предлагая новые возможности для съемок. Иностранным режиссерам и продюсерам стоит приглядеться к его промышленному потенциалу. А может, уже и приметили? Потому и принимают участие в нашей кинонеделе – хотят успеть, пока другие не набежали?

Как бы то ни было, Московская международная неделя кино – событие неординарное. Потому и привлекает внимание неординарных творческих людей. Имеющих свой особый взгляд, слух и нюх, свой почерк.

Будут ли означенные Эмир Кустурица, Вуди Аллен и Марк Дакаскос присутствовать в Москве на мероприятии лично или по видеосвязи – не так важно. Важно, что мы действуем и развиваемся не только в коридорах узких задач, поднятых острым моментом истории, но и вширь и вглубь. В искусство, культуру, творческие связи, создавая таким образом новые круги, наше место в которых – самый центр.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

культура Москва искусство кинопрокат Голливуд