Абzaц
Абzaц
Фото © AP / ТАСС

О том, почему Зеленский до сих пор пляшет на манеже и чем закончится его номер, – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.

15 мая переговоры в Стамбуле не начались. Российская группа во главе с Владимиром Мединским прибыла вовремя, глава делегации заявил, что наши дипломаты обладают всеми необходимыми полномочиями и вполне настроены на конструктивный лад.

Это не очень помогло: украинский просроченный лидер принялся, как говорят в России, «исполнять». Выяснилось, что украинская делегация, которая уже прибыла в Стамбул, явилась без полномочий и нужен еще один указ Зеленского для формирования настоящей, полномочной делегации.

Такой указ появился только к вечеру. Итог напряженного дня: 16 мая наши переговорщики с 10:00 ждут украинских.

Почему Зеленский так себя ведет и чего хочет добиться? По-видимому, рассчитывает на два варианта развития событий. Идеальный для него итог встречи в Стамбуле выглядит так: русские посмотрят-посмотрят на его клоунские номера, плюнут, развернутся и уедут. «Ага, – закричит Зеленский, – вы видите, они на самом деле не хотят переговоров, не хотят перемирия!»

Почему этот вариант для него идеальный, всем понятно: как только наступит мир или хотя бы длительный перерыв в боевых действиях, на Украине придется объявлять выборы. Тут Зеленскому и конец. И обогащению его банды тоже, ибо на «восстановлении Украины» наживаться станут уже совсем другие люди.

Однако на то, что встреча в Стамбуле не состоится, надежды у Зеленского мало: слишком много усилий приложено, слишком много слов сказано, слишком очевидно, что если переговоры сорвутся, то не по вине России. Основным, по-видимому, является второй план. Тот, что 15 мая озвучил новый канцлер Германии Фридрих Мерц. Да-да, тот самый персонаж, который на всем известном видео поспешно прятал кокаиновую ложечку.

Мерц заявил, что на Украине «не может быть мирного урегулирования, продиктованного Москвой». Это, собственно, единственная стратегия, на которую пока могут рассчитывать европейские покровители Зеленского.

Выиграть у России войну невозможно ни на фронте, ни с помощью санкций. Однако можно сделать вид, что Россия не сумела одержать победу, что условия мира не она выдвинула, а Запад продиктовал. Что хотя бы переговоры о мире ведутся так, как пожелали в Европе. Именно это пытается демонстрировать Зеленский, и его ужимки и прыжки все еще имеют на Западе определенный успех.

Проблема для него в том, что настоящие решения по поводу его судьбы принимаются хотя и на Западе, но не в Европе. Прямо сейчас в Турции находится госсекретарь (министр иностранных дел) США Марко Рубио. Он уже выразил надежду, что совсем скоро «новости возвестят нам о том, что Россия согласилась на прекращение огня и начались серьезные переговоры».

Но главное заявление американского дипломата – о другом: «Единственным путем, при котором мы сможем совершить прорыв, является встреча президента Трампа лицом к лицу с президентом Путиным. Именно такой уровень вовлеченности необходим, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Я не думаю, что до их прямого и откровенного разговора можно ожидать каких-либо значимых результатов».

Американская дипломатия в последнее время поражает мир откровенностью формулировок. Вот и в этом случае Рубио ничего не стесняется. Прямо говорит: судьбу Украины и всей Европы будут решать великие державы. За столом настоящих переговоров нет места ни Зеленскому (клоуну на манеже), ни европейским лидерам, как бы они ни пыжились и как бы ни настраивали просроченного на продолжение борьбы. Президенты России и США могут договориться или не договориться. Остальное – технические подробности.

Привет Фридриху Мерцу: не может быть «урегулирования на Украине», кроме продиктованного Москвой. Этим и закончится. Другой вопрос когда.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Украина переговоры Россия Турция Стамбул