Ядерный монтаж: как КНДР отстаивает свой статус перед США с Трампом
Фото © Wong Maye-E / AP / ТАСС

Переговоры на высшем уровне между Пхеньяном и Вашингтоном невозможны, пока США не признают страну ядерной державой, заявила влиятельная сестра лидера КНДР Ким Чен Ына. Как изменились политические реалии с момента последней встречи лидеров в 2019 году, разбирался «Абзац».

«2025 год – это не 2018-й и не 2019-й»

В Пхеньяне считают, что Соединенные Штаты должны признать за КНДР статус ядерной державы, отвергнув идею переговоров о денуклериазации, поскольку реальность изменилась со времени первого президентства Дональда Трампа.

Об этом в своем выступлении во вторник, 29 июля, заявила Ким Ё Чжон, заместитель заведующего отделом Центрального комитета Трудовой партии Кореи и сестра северокорейского лидера Ким Чен Ына, передает KCNA. Ее речь стала ответом на высказывания чиновника из Белого дома, предположившего, что американский президент «по-прежнему открыт для диалога с лидером КНДР с целью достижения полной денуклеаризации» страны.

«Любая попытка отрицать статус КНДР как государства, обладающего ядерным оружием, будет решительно отвергнута», – подчеркнула политик.

Ядерный монтаж: как КНДР отстаивает свой статус перед США с Трампом
Фото © Yonhap News Agency

Ким отметила, что возможности ее страны и геополитическая обстановка радикально изменились за последние годы и эти новые обстоятельства необходимо учитывать «для прогнозирования и обдумывания всего в будущем».

Важно понимать, что сестра северокорейского лидера является ключевой фигурой в правящей Трудовой партии Севера, она же курирует отношения Пхеньяна с Сеулом и Вашингтоном и считается вторым по значимости чиновником в стране после самого Ким Чен Ына. В связи с чем можно предположить, что озвученная ею позиция отражает взгляд на вопрос самого главы Корейской Народно-Демократической Республики.

Ким Ё Чжон также уточнила, что личные отношения между Ким Чен Ыном и Дональдом Трампом, которые она охарактеризовала как «неплохие», в случае попытки «ставить их в один ряд с целью достижения денуклеаризации можно истолковать лишь как насмешку над другой стороной». Позиция Пхеньяна проста: США должны принять новые реалии и прекратить цепляться за провальные подходы прошлого, в противном случае любые контакты с КНДР останутся лишь «американской надеждой».

Диалог двух ядерных держав

КНДР еще в 2022 году приняла закон о ядерных вооруженных силах и заявила, что будет добиваться международного признания. В Пхеньяне прямо называли этот шаг вынужденным и продиктованным обстановкой в мире, а также действиями Штатов вне зависимости от того, какой там президент находится у власти.

Ядерный монтаж: как КНДР отстаивает свой статус перед США с Трампом
Фото © kcna.kp / Сайт центрального телеграфного агентсва Кореи

Как мы видим, на агрессивную и силовую политику Вашингтона не влияет тот факт, находится ли в Белом доме демократ или республиканец, заявил «Абзацу» руководитель Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН Александр Жебин. По словам эксперта, именно это подтолкнуло КНДР избрать путь, обеспечивший ей безопасность, поскольку союзы стран не всегда надежны.

«Американцы начиная с 1990-х годов пытались добиться, чтобы Пхеньян свернул свою ядерную программу, при этом в Штатах не собирались предоставлять никаких гарантий безопасности или признавать суверенитет страны. Сейчас у КНДР, безусловно, другое положение. Подписанный в том году договор между Москвой и Пхеньяном, который предусматривает оказание военной помощи в случае агрессии в отношении одной из сторон соглашения, в том числе способствовал этому. Остается надеяться, что КНДР сохранит свой суверенитет и независимость, а американцы поймут, что разговаривать даже с такими маленькими странами с позиции силы бесполезно: это только толкает их к тому, чтобы обеспечить свою независимость другими методами», – добавил специалист.

Кореевед подчеркнул, что даже американские профильные аналитики последние два-три года говорят о том, что нужно оставить идею денуклеаризации Пхеньяна, поскольку правительство страны не откажется от ядерного оружия в нынешней обстановке. В текущих обстоятельствах можно говорить лишь о потенциальном контроле вооружений:

«КНДР не исключает диалога, но только с позиции равных суверенных государств, как они говорят, двух ядерных держав. С учетом интересов безопасности КНДР и отказа американцев от их враждебной политики, в том числе санкций против Пхеньяна и многочисленных ограничений. Важно понимать: страна находится под американскими санкциями не пять и не 10 лет, а все время своего существования – со времен корейской войны 1950–1953 годов».

Ядерный монтаж: как КНДР отстаивает свой статус перед США с Трампом
Фото © kcna.kp

Эксперт также напомнил, что в период своего первого президентства Трамп утверждал, что у них с Ким Чен Ыном была договоренность: взамен на отказ Штатов от проведения крупномасштабных военных маневров у берегов КНДР северокорейцы не будут испытывать ядерное оружие и запускать межконтинентальные баллистические ракеты. Впоследствии, когда Пхеньян начал применять ракеты малой и средней дальности, республиканец заявил, что обещание распространялось лишь на ракеты большой дальности.

На раздражение своего союзника Сеула или на определенную степень угрозы американским войскам, расквартированным в Южной Корее, в связи с запусками снарядов средней и малой дальности президент США предпочел не обращать внимания.

Дональд Трамп и Ким Чен Ын трижды встречались в ходе первого срока республиканца: в Сингапуре в 2018 году, в Ханое в 2019-м и в демилитаризованной зоне на границе между КНДР и Южной Кореей в июне того же года. Однако после провала переговоров в 2019 году из-за неспособности условиться о пересмотре санкций в обмен на разоружение Пхеньяна северокорейский лидер принял решение ускорить свою ядерную программу.

Рекомендуем