рубрики

Пример Швеции показал, насколько опасно заигрываться в демократию

Лекарство от демшизы: Европу ждёт или расцвет национализма, или полный хаос
Фото: flickr.com / Blondinrikard Fröberg / Плакат партии «Шведские демократы» с надписью «Больше Швеции!»

«Абзац» решил разобраться, как приход правых правительств в Европе повлияет на дальнейшую миграционную политику и настроения в ЕС.

Крайне правые у власти

В Швеции прошли выборы в парламент. Впервые за восемь лет победу одержало правое оппозиционное крыло во главе с националистической партией «Шведские демократы», а нынешний премьер-министр Швеции Магдалена Андерссон заявила, что 15 сентября подаст в отставку.

Блок, который сейчас представляет эту политическую силу, сформировался из неонацистского движения в конце 1980-х годов. Позже партия начала исключать из своих рядов экстремистов, но избиратели долгое время припоминали ей этот факт биографии, что не позволяло набрать популярность.

Времена изменились. Сейчас мы наблюдаем стремительный взлёт «Шведских демократов», которые стали крупнейшей правой партией в этом году.

Иммигранты продолжают беспредел

Многие политики на Западе считают, что такому успеху шведских правых способствовала волна гнева граждан из-за беспредела мигрантов, которые постепенно заполоняют королевство. Страна с населением около 10 млн человек приняла почти полмиллиона просителей убежища за десять лет.

Сейчас ситуация накалилась: преступность стала настоящей головной болью для правительства Швеции. Ультраправые обещают жёстко покончить с участившимися перестрелками и бандитскими разборками из-за продажи наркотиков и оружия.

«Горящие машины, стрельба – всё это происходит в Стокгольме, Гётеборге и других местах, о которых я читал в газетах. Но чаще всего это происходит в [южном округе – прим.] Сконе»,рассказал один из читателей The Daily Mail.

Политолог Юрий Кот в комментарии для «Абзаца» отметил, что потоки беженцев, которые запускались в Европу последние десятилетия, – серьёзный повод для того, чтобы националистические движения начали себя проявлять. Рано или поздно инстинкты самосохранения активизируются у целых народов. И то, что сейчас наблюдается всплеск активности правых движений, – результат того самого желания сохранить свою идентичность.

«На фоне всех этих событий судьба украинских беженцев вообще незавидна. Они вроде пытаются вести себя так, будто все им должны, что уже раздражает людей. Пришлых не будут защищать, потому что в условиях кризиса всегда в первую очередь защищают своих граждан», – считает политолог.

Новая политическая эра

Социал-демократы правили Швецией с 2014 года, доминировали на политической арене с 1930-х. Поэтому конец политической изоляции «Шведских демократов» и их превращение в крупнейшую правую партию – «огромный сдвиг в шведском обществе», считает Андерс Линдберг, редактор местного издания Aftonbladet.

Результаты выборов подтверждают: Швеция, которая долгое время гордилась тем, что является оплотом толерантности, станет менее открытой для иммигрантов, пишет новостное агентство Reuters.

Лекарство от демшизы: Европу ждёт или расцвет национализма, или полный хаос
Фото: flickr.com / NATO North Atlantic Treaty Organization

Что точно не изменится – так это желание страны вступить в НАТО, поэтому стоит ожидать увеличения расходов на оборону и сближения с Турцией, чтобы всё-таки получить разрешение на вступление в альянс.

«России точно не надо обольщаться по этому поводу, потому что эти националистические движения не проявляют особого здравомыслия. Они борются с тем, что происходит здесь и сейчас. И то, что в Швеции побеждает сейчас националистическая партия и во Франции набирают популярность правые движения, это всё предсказуемо», – сказал «Абзацу» Кот.

Он добавил, что народ начинает понимать: реализация обещанного «еврорая» невозможна. Именно тот народ, который будет бунтовать, и приведёт «маленьких Гитлеров» к власти.

Европу ждёт эра правых правительств

Правые правительства приходят к власти не только в Швеции. На выборах в конце этого месяца в Италии бывший министр в правоцентристском правительстве Джорджия Мелони, вероятно, станет первым ультраправым лидером страны после Бенито Муссолини. Она выступает против однополых браков и права женщин на аборт.

«Я вижу, как фанатики культуры отмены в нашей стране сносят статуи, переписывают книги, меняют названия улиц и хотят переписать нашу общую историю. Этот беспредел надо остановить», – сказала Мелони в одном из своих выступлений.

Беглый взгляд на британские газеты и таблоиды показывает, что заменившую экс-премьера Бориса Джонсона Лиз Трасс также оценивают как ультраправую фигуру, а ведь она только заступила на пост.

В своей статье для El Pais испанский философ Хосеп Рамонеда назвал такую популярность правых партий признаком того, что «мы находимся в фазе умирания европейской демократии».

«Европа обречена столкнуться или с полной хаотизацией, или с полной нацификацией. И то и другое несёт серьёзные угрозы для благосостояния людей и для безопасности», – считает Юрий Кот.

По мере замедления экономического роста и инфляции всё больше граждан чувствуют себя беспомощными и ищут поддержки у новых политиков, которые обещают защиту. Поэтому ожидаем, что правые партии в Западной Европе и США, вероятно, станут более радикальными. И популярными.

telegram
Рекомендуем