Китай через бедро: почему Трамп выбрал Поднебесную главной мишенью тарифной войны

Тарифные качели президента США Дональда Трампа на слуху каждый день. Основная их цель – предмет спекуляций, но называются индустриализация Штатов и противостояние с Китаем. «Абзац» разбирался в тонкостях ситуации.
США определились с главным врагом
Президент США Дональд Трамп в среду, 9 апреля, объявил, что ставит на 90-дневную паузу введение новых зеркальных пошлин в отношении более 75 стран. Предполагается, что эти государства подпадут под тарифы в минимальном размере – 10%.
Несмотря на то что республиканец в течение нескольких дней утверждал, что его политика никогда не изменится, вчера Трамп заявил журналистам: «Нужно быть гибкими». Хозяин Белого дома отметил, что это послабление коснулось тех стран, которые вступили с США в диалог и не стали противодействовать американским пошлинам.
Скорость тарифной эскалации Вашингтона была поистине ошеломительной, особенно ярко это видно на примере одной конкретной страны. Пошлины Трампа на китайский импорт за неделю подскочили с 54 до 125%. И КНР ответила зеркально, увеличив тарифы для Штатов до 84%.
То, что эксперты поспешили назвать историческим переделом мирового рынка, на деле превратилось в шантаж отдельных стран и ожесточённое противостояние с игрой на повышение против одной конкретной державы. Акцент экономической атаки Трампа на Китае не вызывает никаких сомнений.

Вашингтон старается оказать максимальное давление на Пекин, одновременно стремясь «оторвать» от него наибольшее количество стран-партнёров. В МИД КНР уже заявили, что Поднебесная будет сражаться до победного.
США принципиально важно сломать Китай как своего главного геополитического противника, сообщил «Абзацу» политолог, публицист, доцент Финансового университета при Правительстве России Леонид Крутаков. В свою очередь, для Пекина статус-кво – сохранение возможностей, а перемены – лишение текущего положения и закрепление в статусе сателлита Вашингтона.
«Тарифы – это всего лишь оружие, а не цель. Цель Трампа – уменьшить колоссальный долг, который обслуживается в долларах, для этого нужно поднять курсы валют других стран по отношению к доллару. Это скрытая девальвация национальной валюты США. Снизив долговую нагрузку, Штаты улучшат платёжные балансы», – пояснил эксперт.
Слом старого порядка или закрепление всё тех же правил игры
Трамп, вероятно, преуспеет в уничтожении старых правил торговли и устоявшихся глобальных цепочек связей, потому что это совпадает с намерениями других крупных игроков – России и Китая, утверждают в своей новой книге экс-аналитик ЦРУ Мэтью Берроуз и эксперт Йозеф Брамль. Так ли это на практике?
Пока мы наблюдем картину, как одна страна финансовым молотом раздробила поочерёдно множество государств, вынудив их заново «присягнуть на верность» одной-единственной державе. Идея многополярности, которая легла в основу создания БРИКС, была направлена как раз на противодействие такой узурпации власти.

Администрацию Трампа не устраивает назревающая реальность, где вместо одного гегемона поднимаются лидеры-конкуренты. В связи с этим стоит вспомнить слова американского президента, обращённые к БРИКС в конце ноября 2024-го:
«Идее о том, что страны БРИКС пытаются отказаться от доллара, пока мы стоим и смотрим на это, пришёл конец. Мы требуем обязательства от этих стран, что они не создадут новую валюту БРИКС и не станут поддерживать другую валюту, чтобы заменить могучий доллар США, иначе они столкнутся со 100%-ными пошлинами и должны будут распрощаться с идеей продаж замечательной американской экономике».
В контексте объединения и существующей тенденции противодействия гегемонии одного «избранного» государства Трамп, безусловно, готов к разрушению старого вектора. Но в более глобальном контексте именно власть единого центра силы является давно устоявшимся вариантом миропорядка.
Политика Вашингтона, направленная на «борьбу с глобализмом», которую воспевают многие эксперты, плохо учитывает интересы небольших государств и стран Глобального Юга.
Борьба с долгом
Текущая задача Трампа – уменьшить колоссальный долг, который обслуживается в долларах. Поэтому для него цель – поднять курсы валют других стран по отношению к американской.
Это скрытая девальвация доллара и снижение долговой нагрузки для улучшения платёжных балансов. Торговые пошлины – это всего лишь оружие, механизм шантажа других стран, чтобы они шли на переговоры, рассуждает Крутаков.

Странам БРИКС необходимо было выступить против при первых тревожных сигналах: арестах госактивов Ливии и Ирака, добавил специалист. Но подобному всякий раз не давали произойти.
США поняли, что у ШОС и БРИКС не сформулирована общая позиция. Поэтому позиция Белого дома – бить по противникам поодиночке, полагает эксперт.
«Почему, когда США обкладывали санкциями Россию, КНР так же жёстко не выступала против, а теперь, когда взялись за неё, слышится возмущение? Пекин долго молчал, предлагая мирно жить, не было у него жёстких высказываний – на том же Совбезе ООН в духе «Мы не допустим», когда пошли антироссийские санкции. Трамп учёл тот факт, что союзные государства не могут между собой договориться даже в условиях кризиса», – напоминает Крутаков.
Штаты «просто спустили курок первыми», увидев консолидацию сил для выработки альтернативных кредитно-денежных отношений в рамках БРИКС, ШОС и стран Глобального Юга. Как бизнесмен Трамп руководствуется правилом «разделяй и властвуй».
Также читайте на «Абзаце» о том, может ли тарифная война поссорить Трампа с бизнесменом Илоном Маском.