Барьерный тариф: как ещё затронет мир торговая война Дональда Трампа

Решение президента США Дональда Трампа объявить почти всем странам торговую войну до сих пор сотрясает мировую экономику. «Абзац» разбирался в возможных последствиях самого противоречивого хода республиканца с момента возвращения в Белый дом.
Ни друзей, ни врагов, только интересы
Если речь заходит об экономике, президент США Дональд Трамп видит себя хирургом, в руках которого находится скальпель, а Соединённые Штаты – больным пациентом, срочно нуждающимся в «оздоровлении». Анестезию, однако, республиканец перед «операцией» не предложил никому: ни американцам, ни торговым партнёрам, ни фондовому рынку.
Несмотря на всестороннюю критику, Трамп остаётся твёрдым в своей риторике. В частности, он отказался заключать сделку с ЕС, пока Европа не начнёт «платить им много денег ежегодно». А повсеместное падение акций и криптовалют глава Белого дома прокомментировал следующим образом:
«Я не хочу, чтобы что-то падало. Но иногда приходится принимать лекарства, чтобы что-то исправить».
По его словам, он уже провёл переговоры с представителями стран Азии и Европы, а также с крупнейшими технологическими бизнесменами, чьи имена отказался назвать. При этом президент отметил, что все они «жаждут заключить сделку».

Стиль Трампа заключается в оказании очень сильного давления на всех политических игроков: как союзников, так и оппонентов, рассказал «Абзацу» советник директора РИСИ Илья Кравченко. Он не делает разницы между ними.
«Ситуация будет зависеть от того, насколько жёстко Трамп будет выстраивать линию переговоров с лидерами других стран, [против которых он ввёл тарифы], потому что некоторые государства, например Япония, уже выступили с инициативой наладить контакт с Трампом и договориться о новом соглашении о свободной торговле и так далее. В Европе тоже не так всё однозначно, ряд стран выступают с критикой, с тем, что нужно максимально жёстко ответить, [а] другие говорят, что этого делать не нужно. После шокового момента сейчас происходит ситуация «устаканивания». У всех вопросов пока больше, чем ответов», – добавил политолог.
Кравченко уверен, что республиканец сдавать назад, по крайней мере пока, не будет, потому что для него очень важно продемонстрировать «правильность» выстроенной им линии. Команда Трампа также всячески побуждает его следовать выбранному курсу.
Это всё накладывается на долгосрочное противостояние с Китаем. Стратегия максимально ограничить возможности КНР и в регионе, и в целом глобально сформировалась в США давно, и от этого никто отказываться не станет.
По мнению эксперта, нужно дождаться ответной реакции стран, посмотреть, насколько они готовы противостоять Трампу или же пытаться искать с ним компромиссы. О результативности стратегического плана хозяина Белого дома можно будет начинать говорить через два или три месяца.
Что будет с TikTok
Как сообщает агентство Reuters со ссылкой на источники, многострадальная сделка по соцсети TikTok была приостановлена после того, как Китай дал понять, что не одобрит её на фоне введения Трампом новых пошлин против Пекина.
«Сделка требует больше работы, чтобы гарантировать подписание всех необходимых одобрений», – написал глава Белого дома, объясняя, почему он продлевает установленный им в январе срок, который должен был истечь в субботу.

Американский лидер также добавил, что его администрация надеется продолжить добросовестную работу с КНР, которая «не очень довольна нашими ответными тарифами».
«Ситуация с тарифами накладывается на долгосрочное противостояние с Пекином и линию Вашингтона, направленную на то, чтобы максимально ограничить возможности Китая и в регионе, и в целом глобально. [Она] сформировалась в Вашингтоне давно, и от этого никто отказываться не будет. Пошлины в этом смысле и должны, по замыслу Трампа, попытаться сдержать Китай, не дать возможности КНР перегруппироваться и найти новые места для размещения своих производств. В то же время это отражается и на внутренней ситуации в самих США, в вопросе TikTok в частности», – прокомментировал ситуацию Кравченко.
Президент США неоднократно говорил, что это очень важное средство его поддержки и среди молодёжи, которая в ходе предвыборной кампании призывала голосовать за пару Трамп – Джей Ди Вэнс. Терять это глава Белого дома не собирается.
Более того, это важный имиджевый актив для его администрации. Поэтому он попытается договориться с Пекином, тарифы в том числе могут быть предметом торга, полагает американист.
Несложно предположить, какой может оказаться реакция простых американцев на закрытие их любимой платформы, которой ежедневно пользуются более 170 млн жителей страны. Учитывая протесты и волнения в обществе среди недовольных политикой новой администрации Белого дома, подобное «потрясение» способно спровоцировать ещё больший социальный кризис в Штатах.
Начнётся ли новая война
На фоне обвала мировых рынков и криптовалют инвестбанк Goldman Sachs сделал переоценку вероятности рецессии в США, подняв риск с 35% до 45%. В этой связи проглядывается интересная закономерность: в XX веке рецессия в Соединённых Штатах завершилась с началом Второй мировой войны, аналогичным образом решить проблему после кризиса 2007–2008 годов Штатам помогли прокси-войны и обострение отношений с Россией.

Возникает вопрос: если рецессия всё же случится, каким образом Вашингтон поступит на этот раз? Кравченко полагает, что подобные риски могут побудить США к возможности силового решения существующих конфликтов, – например, на Ближнем Востоке:
«Однако стоит помнить, что Трамп всегда старался более-менее избегать участия в военных конфликтах, стремясь минимизировать риски вероятных потерь среди американских солдат, прибегая максимум к авиаударам, как сейчас это происходит с хуситами. Поэтому полномасштабных боевых действий вряд ли стоит ожидать, хотя это Трамп, всё может быть».
Угрозы в адрес Ирана и концентрация военной силы в регионе способны оказаться блефом и психологическим давлением, как многие это предполагают в отношении тарифной политики американского лидера. Однако, как указал эксперт, в случае с Трампом ничего нельзя исключать.
Ранее обозреватель «Абзаца» Андрей Перла разбирался, против кого Трамп на самом деле начал мировую торговую войну.