Промахнулся с Мишелем: как Макрон назначением Барнье угробил Францию
Вечером среды, 4 декабря, депутаты Национального собрания Франции большинством голосов поддержали вотум недоверия правительству премьер-министра Мишеля Барнье. «Абзац» разбирался, что будет с Пятой республикой дальше и уйдёт ли президент Эммануэль Макрон в отставку.
Изначально проигрышный вариант
Национальное собрание, то есть нижняя палата парламента Франции, проголосовало за резолюцию о недоверии правительству Мишеля Барнье. Вотум поддержал 331 депутат.
«В соответствии с Конституцией Франции Мишель Барнье должен будет подать президенту республики прошение об отставке», – заявила председатель Национального собрания Яэль Брон-Пиве.
Это первый случай падения французского правительства в результате вотума недоверия с 1962 года. Тогда в отставку ушёл кабмин Жоржа Помпиду.
При этом сам Барнье стал самым недолговечным премьером Франции, проработав на посту всего 90 дней. На данный момент в стране нет полностью уполномоченного правительства, как и очевидного способа сформировать стабильный кабмин в течение нескольких месяцев. Многие СМИ отмечают разочарованность общества президентом Эммануэлем Макроном и его решениями.
В беседе с «Абзацем» профессор кафедры взаимодействия бизнеса и власти ВШЭ Марат Баширов заявил, что перспективы отставки Барнье были очевидными, как только его назначили. Макрон поставил премьер-министра в обход всех традиций, которые есть во Франции, вызвав недовольство элит.
«На прошедших выборах в парламент партия Макрона очень плохо показала себя, как мы помним. А вот оппозиционные движения, например партия Марин Ле Пен, получила огромное количество голосов, и по всем французским традициям именно от неё должен был быть выдвинут премьер. Однако Макрон подсуетился и сколотил коалицию, буквально пропихнул своего кандидата. Понятно, что это сразу никому не нравилось», – напомнил эксперт.
Специалист считает, что оппозиция изначально хотела убрать Барнье, им только нужен был повод. Так что политик проработал буквально пару месяцев, но и этого хватило, чтобы поднять вопрос о вотуме недоверия.
Его кабинет министров ранее воспользовался статьёй 49.3 Конституции Франции и принял социальную часть госбюджета без голосования в парламенте. Именно после этого левый «Новый народный фронт» и правое «Национальное объединение» внесли проекты резолюций о вотуме недоверия правительству.
Крах французской мечты
Журналисты Bloomberg пишут, что Макрон в течение всего президентского срока позиционировал себя как оплот против подъёма крайне правых во Франции. Именно с такими лозунгами ему удалось победить и стать главой государства в 2017 году.
«Вместо триумфального демократического правления лидер второй по величине экономики Европейского союза вступил в период кризиса. Парадоксально, что именно крайне правая Марин Ле Пен, с которой хотел бороться Макрон, сейчас стоит в фарватере политических изменений в стране», – говорится в материале.
Агентство отмечает, что грандиозные реформаторские планы политика застряли в тупике, который возник из-за его хаотичных решений.
«Макрону в итоге придётся объяснять, что вообще происходит внутри правительства. Его самая главная цель сейчас – не допустить прихода правых в правительство. Так что он может попытаться ещё раз назначить своего человека на должность премьера», – предположил Баширов.
Политолог напомнил, что у Макрона срок президентских полномочий длится до 2027 года. Однако оппозиция будет требовать провести досрочное голосование.
Скорее всего, в итоге он откажется от перевыборов, но по сути своей правительство во Франции становится полностью парализованным.
«Я уверен, что будут протесты, потому что та социальная политика, которую Макрон проводит, не нравится очень многим. В том числе люди недовольны, что правительство тратит деньги на поддержку Украины, а не на социальные программы», – прогнозирует спикер.
От ухода Барнье во Франции на самом деле никто не выигрывает, полагает Баширов. Это просто ослабляет страну и постепенно ведёт всё к коллапсу.
Перевыборы – единственный вариант, при котором нормальная работа правительства возобновится, но Макрон вряд ли решится на это.