рубрики

Девять кругов WADA: почему допинг-пробы российских спортсменов всё ещё тестируют за рубежом
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Иностранные лаборатории отказываются принимать допинг-пробы спортсменов с Игр БРИКС и Игр дружбы. Почему так происходит и из-за чего Россия вынуждена всё равно отправлять их за рубеж – в материале «Абзаца».

Генеральный директор Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Вероника Логинова заявила, что иностранные лаборатории отказываются принимать допинг-пробы с Игр БРИКС (11–24 июня, Казань) и Игр дружбы (15–29 сентября, Москва и Екатеринбург).

«Сами организаторы будут принимать решение, кто будет осуществлять допинг-контроль, но, даже несмотря на это, пробы нужно будет всё равно вывозить за рубеж», – сказала Логинова на заседании комитета Госдумы по физической культуре и спорту.

Отказ иностранных лабораторий принимать пробы происходит из-за давления Международного олимпийского комитета (МОК) и Всемирного антидопингового агентства (WADA), которые грозят последствиями для тех стран, кто примет участие в турнирах в России. Отказала даже Турция, куда поступало около 36% от всех взятых в 2023 году проб. Около 33% проб РУСАДА анализировались в Австрии (Зейберсдорф), примерно 30% – в Бельгии (Гент), около 1% – в Германии (Кёльн).

РУСАДА вынуждено отправлять взятые пробы для анализа в зарубежные лаборатории из-за лишения в 2015 году московской лаборатории аккредитации WADA. Мы тогда лишились единственной лаборатории, хотя ведущие державы имеют их по несколько штук.

Девять кругов WADA: почему допинг-пробы российских спортсменов всё ещё тестируют за рубежом
Фото: Сергей Лантюхов / Абзац

На данный момент вопрос создания новой российской лаборатории не проработан до конца, поскольку часть расходных материалов закупается из-за рубежа, и у России сейчас нет возможности их получить.

«Концепция у нас есть, проработана. Но есть вопросы по материалам, которые используются при анализе. Для большей части анализов реагенты и прочие расходные материалы есть, но часть материалов закупается из-за рубежа, и мы их не получаем», – сказала Логинова.

России просто необходима своя лаборатория. Желательно не одна. Ведь брать пробы у спортсменов на Дальнем Востоке и везти их в Москву – это не очень удобно. Проще даже отправить их в Японию. Пусть одна будет в Новосибирске или Красноярске, вторая – в Казани либо в Сочи. И третья – в Москве.

Кроме того, создание своей лаборатории нужно ещё с точки зрения национальной безопасности. Ведь пробы, отправленные за рубеж, могут быть использованы для определения генокода, о чём ещё в 2020 году предупреждал тогдашний глава РУСАДА Юрий Ганус:

«Пробы могут быть использованы для определения генотипа, генокода определённого. Вы же видите даже в истории с коронавирусом: в Китае он один, в Европе – уже немного другой».

Однако для создания лабораторий РУСАДА должно быть восстановлено в правах. Для этого кодекс российского агентства нужно привести в соответствие с кодексом WADA, который должен быть интегрирован в российские законы.

В Госдуме уже дорабатывают законопроект, направленный на приведение в соответствие норм российского антидопингового законодательства с кодексом WADA. Изменения будут направлены на предотвращение использования допинга в спорте в целях восстановления статуса РУСАДА.

telegram
Рекомендуем