Девять кругов WADA: почему допинг-пробы российских спортсменов всё ещё тестируют за рубежом
Иностранные лаборатории отказываются принимать допинг-пробы спортсменов с Игр БРИКС и Игр дружбы. Почему так происходит и из-за чего Россия вынуждена всё равно отправлять их за рубеж – в материале «Абзаца».
Генеральный директор Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Вероника Логинова заявила, что иностранные лаборатории отказываются принимать допинг-пробы с Игр БРИКС (11–24 июня, Казань) и Игр дружбы (15–29 сентября, Москва и Екатеринбург).
«Сами организаторы будут принимать решение, кто будет осуществлять допинг-контроль, но, даже несмотря на это, пробы нужно будет всё равно вывозить за рубеж», – сказала Логинова на заседании комитета Госдумы по физической культуре и спорту.
Отказ иностранных лабораторий принимать пробы происходит из-за давления Международного олимпийского комитета (МОК) и Всемирного антидопингового агентства (WADA), которые грозят последствиями для тех стран, кто примет участие в турнирах в России. Отказала даже Турция, куда поступало около 36% от всех взятых в 2023 году проб. Около 33% проб РУСАДА анализировались в Австрии (Зейберсдорф), примерно 30% – в Бельгии (Гент), около 1% – в Германии (Кёльн).
РУСАДА вынуждено отправлять взятые пробы для анализа в зарубежные лаборатории из-за лишения в 2015 году московской лаборатории аккредитации WADA. Мы тогда лишились единственной лаборатории, хотя ведущие державы имеют их по несколько штук.
На данный момент вопрос создания новой российской лаборатории не проработан до конца, поскольку часть расходных материалов закупается из-за рубежа, и у России сейчас нет возможности их получить.
«Концепция у нас есть, проработана. Но есть вопросы по материалам, которые используются при анализе. Для большей части анализов реагенты и прочие расходные материалы есть, но часть материалов закупается из-за рубежа, и мы их не получаем», – сказала Логинова.
России просто необходима своя лаборатория. Желательно не одна. Ведь брать пробы у спортсменов на Дальнем Востоке и везти их в Москву – это не очень удобно. Проще даже отправить их в Японию. Пусть одна будет в Новосибирске или Красноярске, вторая – в Казани либо в Сочи. И третья – в Москве.
Кроме того, создание своей лаборатории нужно ещё с точки зрения национальной безопасности. Ведь пробы, отправленные за рубеж, могут быть использованы для определения генокода, о чём ещё в 2020 году предупреждал тогдашний глава РУСАДА Юрий Ганус:
«Пробы могут быть использованы для определения генотипа, генокода определённого. Вы же видите даже в истории с коронавирусом: в Китае он один, в Европе – уже немного другой».
Однако для создания лабораторий РУСАДА должно быть восстановлено в правах. Для этого кодекс российского агентства нужно привести в соответствие с кодексом WADA, который должен быть интегрирован в российские законы.
В Госдуме уже дорабатывают законопроект, направленный на приведение в соответствие норм российского антидопингового законодательства с кодексом WADA. Изменения будут направлены на предотвращение использования допинга в спорте в целях восстановления статуса РУСАДА.