рубрики

Спортозамещение: кто из атлетов России пока остаётся без отечественного инвентаря
Фото: Донат Сорокин/ТАСС

После начала СВО поставки спортивного зарубежного инвентаря и экипировок оказались почти полностью заблокированы. Российским компаниям пока не удалось до конца заполнить эту нишу, поэтому атлеты по-прежнему сильно зависимы от импорта. «Абзац» рассказывает, в каких видах спорта мы уже используем свой инвентарь и экипировку, а в каких до сих пор пользуемся заграничными.

Министр спорта РФ Олег Матыцин в прошлом году признался, что зависимость от импорта спорта высших достижений в России остаётся очень высокой – до 90%, а российские аналоги для спортсменов сборных команд имеются пока в ограниченном количестве.

По данным Ассоциации производителей и экспортёров отечественных спортивных товаров и оборудования (АПСИ), показатели импортозамещения в сегменте массового и профессионального спорта за 2023 год в России увеличились на 30%.

В правительственном документе «Стратегия развития спортивной индустрии до 2035 года» также сказано, что остаются сектора, в которых доля отечественной продукции крайне мала.

На данный момент импортозамещение фактически уже произошло в вопросах, касающихся массового спорта. То есть пока наши предприятия преуспели лишь в производстве недорогих видов продукции, не требующих внедрения сложных технологий. Сейчас спокойно можно купить отечественные гантели, гири, борцовский инвентарь, лыжные ботинки, оборудование для занятий спортом на улице и на школьных спортплощадках.

Если для любителей российские компании производят полную линейку товаров, то с экипировкой для профессионалов дела обстоят сложнее. Спортсмены по-прежнему зависимы от импорта и используют иностранную продукцию – либо из старых запасов, сделанных до февраля 2022 года, либо везут серыми схемами.

Хоккей

В Континентальной хоккейной лиге (КХЛ) всё импортное: шайбы – чешские, а основными поставщиками хоккейной экипировки являются североамериканские бренды. Несмотря на то что один из двух основных игроков на мировом рынке – компания Bauer – приостановил поставки в России, игроки по-прежнему играют их клюшками и ездят на коньках их производства. Логотип второго из крупнейших поставщиков – канадского производителя ССМ – по-прежнему виднеется на форме игроков. CCM, в отличие от Bauer, не ушла из России.

Российские производители хоккейного обмундирования тоже существуют, но их присутствие на внутреннем рынке весьма ограничено. Ярославская фабрика V76 делает коньки, однако их производство не является её основным профилем.

Спортозамещение: кто из атлетов России пока остаётся без отечественного инвентаря
Фото: Лев Федосеев/ТАСС

Старейший российский хоккейный производитель «ЭФСИ» создаёт полный спектр товаров – от клюшек и защиты до шнурков и капы. Но продукция годится больше для начинающих хоккеистов. Например, из четырнадцати моделей клюшек только пять являются композитными, остальные делаются из дерева.

А вот клюшки от компании «ЗаряД» можно увидеть в КХЛ, но только 2% профессиональных хоккеистов выбирают их для себя.

Что касается игровой формы, то пока лишь московский «Спартак» играет в экипировке от отечественного производителя Jogel.

Биатлон

Куда сложнее дела обстоят с биатлоном. Цены на спортивные патроны из-за западных санкций взлетели в разы. Казалось бы, в России с этими изделиями проблем быть не может, но в прошлом году чемпион мира Антон Бабиков признался, что «все стреляют, кто что нашёл из остатков».

Сезон-2024 чуть был не сорван. Союз биатлонистов России (СБР) в итоге каким-то образом сумел обеспечить на сезон ведущую группу патронами финской компании Lapua, входящей в концерн Nordic Ammunition Group. Сейчас производство компании перемещено в Германию.

Правда, СБР приходится раскошеливаться – один патрон стоит около 80 рублей. В среднем же за тренировку спортсмен делает около 60 выстрелов (то есть Союзу биатлонистов приходится тратить на неё около 5 тыс. рублей).

Одному биатлонисту требуется в сезон 4-5 тыс. патронов. На весь детско-юношеский биатлон (без сборных команд) требуется порядка 7 млн патронов в год.

Спортозамещение: кто из атлетов России пока остаётся без отечественного инвентаря
Фото: Лев Федосеев/ТАСС

В России патронами занимаются Климовский специализированный патронный завод, выпускающий патроны «Биатлон» (предназначены для стрельбы на 50 м в зимнее двоеборье: соревнования и тренировки) по 23,86 руб. за штуку, и «ЦНИИТОЧМАШ» (Подольск), который выпускает патроны «Олимп» (предназначены для стрельбы из короткоствольных винтовок (типа БИ-6, БИ-7) и использования при проведении соревнований по биатлону) по 43,80 руб. за штуку.

Как выходить из ситуации – в СБР пока не знают. Вице-президент по развитию биатлона в регионах Владимир Барнашов указывал, что российские патроны имеют «недостаточное качество». Глава Федерации биатлона Санкт-Петербурга Дмитрий Васильев также говорил о среднем качестве наших патронов.

«Думаю, что по 10-балльной школе Lapua – это девятка-десятка, а «Олимп» потянет на семёрку. Не надо уж совсем занижать его качество. Но это не тот патрон, которым хотелось бы стрелять лидерам на основных стартах», – заявил Васильев Sports.ru.

Что касается винтовок, то большинство биатлонистов сборной России используют оружие немецкой Anschutz, лидера в этой сфере.

Винтовки производства Ижевского машиностроительного завода выбирают единицы. Ижмаш (сейчас входит в концерн «Калашников» госкорпорации «Ростех») начал выпускать оружие для биатлона в конце 1950-х, после того как этот вид спорта получил официальную прописку в олимпийской программе.

До начала 1990-х винтовки «Биатлон» (сокращённо БИ) пользовались популярностью не только у советских, но и у зарубежных спортсменов. Но финансовые проблемы Ижмаша, связанные с развалом СССР, изменили расклад на рынке. В итоге практически монополистом стал производитель из Германии.

Однако стоит отметить отдельные успехи в импортозамещении. В 2022 году презентовали первую партию нового бренда – PROTEAM. На базе балабановской фабрики в Калужской области начали производство лыж, креплений, палок и мазей. Пока всё это тестируется на юниорах, но в перспективе планируется выход на сборную России.

Футбол и другие

Отечественные компании пока не готовы выходить на нужный уровень формы для клубов Российской премьер-лиги (РПЛ), хотя существуют Zasport (экипировщик олимпийской сборной России), Demix и Forward. Поэтому команды играют в форме известных лейблов без логотипа производителя. Cборная же страны по футболу, наоборот, одевается в форму российской компании Jogel.

Если в РПЛ играют мячами Nike, то в волейболе отказались от иностранного производителя. С нового сезона перешли на новые мячи собственного производства, созданные в Подмосковье. «Волар» (что в переводе с латыни означает «летающий») модели VL-100 используются на всех турнирах под эгидой Всероссийской федерации волейбола.

Сложнее всего ситуация там, где производством профессионального оборудования занимаются одна-две компании в мире, и все они из недружественных стран.

В кёрлинге крупнейший производитель (шотландская Keys Curling, действующая с 1851 года) приостановил поставки своих гранитных камней. В России нет дефицита гранита, правда, делать из него спортинвентарь для кёрлинга не получалось.

Теперь же планируется запуск камней российского производства, о чём в конце прошлого года заявили производители из Карелии. Камни будут из гранита, добытого в Питкярантском районе и обработанного в местном технопарке «Южная промзона». Федерация кёрлинга России пообещала начать масштабное производство.

Спортозамещение: кто из атлетов России пока остаётся без отечественного инвентаря
Фото: Дмитрий Дубинский / Абзац

Совсем печальные дела в велоспорте. Лидеры по «байкам» ­– США (компании BMC и Сervelo), Германия (Canyon) и Италия (Сolnago). Современный шоссейный велосипед этих моделей стоит от миллиона рублей и выше. Его хватает максимум на два-три года, а каждому гонщику нужно не меньше двух-трёх велосипедов. Многолетние поставки прекратились в 2022 году, и на сколько нашим гонщикам хватит старых запасов – неизвестно.

Вообще, инвентарь элитного уровня производить экономически невыгодно для тех видов спорта, которыми в стране массово не занимаются. Например, бобслей. Боб по цене сопоставим с элитным автомобилем: четырёхместный – до 9 млн рублей, двухместный – до 7 млн. К ним нужен ещё комплект коньков, чья стоимость может доходить до 1 млн рублей. Сани для скелетона и санного спорта в разы дешевле, но тоже затратно.

Сейчас российский спорт живёт в условиях санкций, поэтому нехватка или отсутствие инвентаря передовых образцов не так страшна. Ситуация, пусть и небыстро, но поправляется. Время есть.

telegram
Рекомендуем