Курок судьбы: как советские спортсмены защищали Родину во время ВОВ

Советские спортсмены прославляли страну до тех пор, пока в их дом не пришла война. Тогда лыжи, перчатки и лодки им пришлось сменить на оружие и отправиться добывать другую победу. О борьбе атлетов-чемпионов с врагом – в материале «Абзаца».
«Снежная королева» Кулакова
Москвичка Любовь Кулакова во время ВОВ была партизанкой отряда «Сатурн» Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН), а в довоенной жизни она являлась трехкратной чемпионкой СССР по лыжным гонкам и победительницей всесоюзных соревнований по горнолыжному спорту.
Самая сильная и разносторонняя лыжница СССР, которая занималась еще велогонками, мотогонками, плаванием и метко стреляла.
Но достичь больших успехов в спорте Снежная Королева не успела – все перечеркнула война. Ушла на фронт действующей чемпионкой страны.
«Подвиг Любы Кулаковой бессмертен», – вспоминал минер, переводчик отряда Анатолий Кирш.
Военкомат раз за разом отказывал ей в отправке на фронт, так как она была лучшей лыжницей Союза. Но та не теряла надежды получить повестку и всю зиму 1941–1942 гг. занималась лыжной подготовкой молодых бойцов ОМСБОН в Подмосковье.
В январе 1942 года Кулакова дождалась своего часа – ее зачислили в партизаны отряда «Сатурн», который работал в тылу врага. Фактически это был разведывательно-диверсионный спецназ, в задачи которого входили разведка Смоленска с его пригородами, где располагались военные объекты, штабы и службы немецких армий «Центр» и их разведцентр «Сатурн» в Красном Бору.
Кулакова была единственной девушкой среди 26 подготовленных бойцов. Основная ее задача заключалась в получении разведданных. По 100 километров за ночь проходила она на лыжах по лесам, обходя деревни, переполненные немцами. Сведения, добытые спортсменкой, позволили предотвратить десятки диверсий, спасти сотни человеческих жизней, уберечь от разрушения важные промышленные и военные объекты.

Кирш вспоминал, что агенты шпиона-диверсанта Георгия Околовича, проникнув в смоленское подполье, получили сведения о деятельности группы, которая в итоге попала в танковую засаду:
«В результате 23 апреля 1942 года, возвращаясь после удачно проведенной под руководством начальника штаба П. С. Предтеченского операции по ликвидации предателей, группа «Сатурна» попала в засаду у деревни Андрюпы. Осведомленное двумя предателями командование фашистского гарнизона Касплии направило в этот район группу (50 автоматчиков и отряд конницы) с тремя танками».
Подпустив партизан на близкое расстояние, гитлеровцы обрушили на них шквальный пушечно-пулеметный огонь. Начался неравный бой, в котором погибло пять партизан, среди них и 21-летняя Кулакова.
Уходя на фронт, Любовь сказала своему тренеру: «Ждите с победой». Для победы она сделала все: выполнила множество заданий и всегда показывала бесстрашие, смелость и стойкость.
Боксер из отряда «Митя»
Абсолютный чемпион СССР по боксу, чемпион III летней рабочей Олимпиады 1937 года в Антверпене Николай Королев так же, как и Кулакова, был партизаном в ОМСБОН. В его задачи входило выявление лжепартизанских отрядов.
Королев еще до войны был одним из самых знаменитых людей в стране. Мог вообще стать летчиком, но, когда поступить в военное училище не было возможности, пошел по линии ДОСААФ. В действующую армию не был призван по причине травмы ступни, которую получил при неудачном приземлении, совершая прыжок с парашютом. Тем не менее добился зачисления в ОМСБОН.
Служил Королев под командованием сотрудника НКВД и Героя Советского Союза Дмитрия Медведева.
Зимой 1942 года отряд «Митя» (так называли группу Медведева) попал в окружение. Королев был контужен, командир – тяжело ранен в голову. В лютый мороз боксер на плечах начал выносить Медведева, но на пути перед ними оказались пятеро фрицев.
«О, русс партизан, гут, гут», – хлопают Королева по плечу, снимают с плеча автомат, спускаются втроем в землянку. И вот тут боксерские навыки пригодились.

Вот что дальше рассказывает об этом случае серебряный призер Олимпийских игр 1952 года по боксу, участник ВОВ (партизан) Сергей Щербаков:
«Слева и справа от Королева стоят два телохранителя, что называется. И перегаром от них несет. Он [Королев] сразу ориентируется: бьет одному по челюсти, бьет второму по челюсти. Они падают, он вырывает гранату из кармана и швыряет ее в дзот».
Умер Королев в 1974 году.
Что касается Щербакова, то во время одной из диверсионных операций он получил ранение в ногу. Врачи хотели ее ампутировать, но он умолял не делать этого, объясняя, что без бокса жить не сможет.
Хирург сжалился, а Щербаков впоследствии смог восстановиться, хотя ступня так и не разгибалась до конца его жизни. Скончался он в 1994 году.
«Танк» Парфенов
Русский Танк Анатолий Парфенов прославился на спортивной арене только после войны. Олимпийский чемпион – 1956 по борьбе ушел на фронт добровольцем в 15-летнем возрасте – соврал про него в военкомате, а ему поверили, так как был высоким и физически мощным.
Служил пулеметчиком в составе 69-й гвардейской стрелковой дивизии, с которой в 1943 году форсировал Днепр. Вместе с шестью бойцами первым ворвался на берег с красным флагом под ураганным пулеметно-артиллерийским огнем.
По воспоминаниям детей, Парфенов говорил, что много людей погибло из-за неумения плавать. Поэтому первым делом отдал своих троих наследников (мальчика и двух девочек) в бассейн.
Будущий чемпион Игр пережил несколько контузий, из-за ранения у него плохо сгибался локтевой сустав. Вылечившись, стал механиком-водителем Т-34 в 108-й танковой бригаде.
Во время боев в Польше получил тяжелое ранение: прострелили бедро, а в голове было три осколка. Извлечь смогли только один. Несмотря на это, все равно вернулся на фронт и поучаствовал в битве за Берлин.

Парфенов рассказывал, что, будучи танкистом, получал по 100 граммов пайка на три дня, который съедал сразу, а потом два дня голодал.
«Мысль у него в это время была такая: «А если меня завтра убьют, так и паек не нужен будет, а так хоть какое-то время сытый», – приводит воспоминания Парфенова Федерация спортивной борьбы России.
Заслуженный мастер спорта СССР вспоминал:
«Родился в рубашке. Имею пять дырок, два тяжелых ранения, контузию, рука кривая. Все ранения были с тяжелыми осложнениями. Осколки в голове, три дырки в голове, правое колено, правая рука».
Парфенов прочитал книги про борца Ивана Поддубного и «Боксеры и бокс за рубежом» спортивного врача и популяризатора бокса Константина Непомнящего и увлекся спортом, несмотря на все проблемы со здоровьем.
После войны работал слесарем, а борьбой начал заниматься только в 1951-м. Через три года стал чемпионом СССР, в 1956-м победил на Играх в Мельбурне. После окончания спортивной карьеры стал тренером. Умер в 1993 году.
Гребцы Харин и Комаров
В 1941-м будущий олимпийский чемпион и серебряный призер 1952 года в гребле на каноэ Павел Харин в 14 лет отправился работать на Ленинградский вагоностроительный завод имени Егорова, где точил головки для мин.
Вообще, сотрудников предприятия не брали на фронт. Однако на Васильевском острове находилось Управление Военно-медицинской академии, куда токарь Харин подал заявление. Попал во флотский экипаж, в дальнейшем прошел обучение в школе оружия в Кронштадте, где готовили минеров, торпедистов, зенитчиков.
После окончания учебного заведения отправился служить на катер «Морской охотник» № 103, на котором и получил боевое крещение. Старшина второй статьи патрулировал территорию под Выборгом в поисках вражеских кораблей и подлодок. Дошел до Германии.
Харин вспоминал, что гордился тем, что защищал свою Родину:
«Мы защищали свою Родину, Советский Союз. Но вообще я горжусь, что участвовал. А стрелять в людей мне не приходилось».
Он является чемпионом Европы, четырехкратным чемпионом СССР. Умер в 2023 году.

Серебряный призер Олимпийских игр 1952 года в академической гребле (восьмерка с рулевым) Комаров ушел воевать в 20 лет рядовым стрелком. В боях под Ленинградом был сильно контужен, но смог восстановиться и вернуться на передовую. В 1944-м освобождал Ригу.
Комаров вспоминал, как узнал о победе:
«В ночь с 7 на 8 мая немцы по всей линии обороны выставили белые флаги. Помню, наш старшина ночью едет на машине с зажженными фарами и кричит: «Мужики, победа!» Ну и радость, конечно, огромная. Демобилизовался в 1946 году, как раз на моем ночном дежурстве пришла шифрограмма о демобилизации. И я ее уже в шесть часов утра подал начальству».
Кавалерист Овчинников
Мастер спорта по конному спорту, серебряный призер 1-й Спартакиады народов СССР и участник Олимпийских игр 1952 года Николай Овчинников не добился успехов в спорте, но его вклад в победу над фашизмом огромен.
Именно Овчинников к параду Победы на Красной площади подготовил двух жеребцов для маршалов Георгия Жукова и Константина Рокоссовского. Но, прежде чем прошагать по брусчатке Красной площади на самом главном параде своей жизни, ему пришлось пройти всю войну.
После окончания с отличием Тамбовского Краснознаменного кавалерийского училища в июне 1941 года в звании лейтенанта был назначен на должность заместителя командира эскадрона Краснознаменных кавалерийских курсов усовершенствования командного состава (КККУКС) в Новочеркасске, который позже был эвакуирован в Подмосковье.
На базе КККУКСа создается кавалерийское училище, в котором Овчинников становится командиром взвода эскадрона. Первые бои кавалеристы-курсанты приняли в Ростовской области, потом – в Подмосковье и на Северном Кавказе.
За время войны командир взвода национального кавалерийского эскадрона получил пять тяжелых ранений.
В 1945 году, когда Советская армия уже громила фашистов в Берлине, нужда готовить офицеров-кавалеристов отпала. Училище было переведено в глубокий тыл, а Овчинников стал преподавать тактику и свободное время проводил со своими любимцами – лошадьми.

В апреле 1945-го Овчинников получил самый ответственный и почетный приказ. В учебное заведение приехал легендарный маршал Советского Союза Семен Буденный. Командарм Первой конной армии объявил, что училищу доверено подготовить двух жеребцов к параду Победы: белого – для министра обороны СССР Жукова и вороного – для командующего парадом Рокоссовского.
Начальник училища предложил кандидатуру майора Овчинникова. Жуков за неделю до парада лично приехал, чтобы опробовать лошадь. Учитывая, что маршал был наездником от бога, ему понадобилось несколько минут, чтобы понять готовность жеребца по кличке Кумир.
Георгий Константинович не скрывал своего восхищения конем и поблагодарил майора за такого красавца. Похвалы Овчинников получил и от Рокоссовского, которому пришелся по душе жеребец Полис.
24 июня 1945 года лучший конник новочеркасского училища гвардии майор Овчинников принял участие в параде Победы, проскакав на своем коне вторым номером в третьем ряду кавалерийской коробки по булыжной мостовой Красной площади.
Умер Овчинников в 2006 году.