Дальний прицел: кто стоит за конфликтом между Ираном и Пакистаном
Пакистан нанёс удары по укрытиям террористов в иранской провинции Систан и Белуджистан. Это был ответ на удары по базе террористической группировки «Джейш аль-Адль». «Абзац» разбирался, чем закончится обострение между странами.
Пакистан стал первым государством, ударившим по территории Ирана со времён ирано-иракской войны 1980-1988 гг. В свою очередь Иран рискнул нанести ракетный удар по территории Пакистана, обладающего ядерным оружием.
«Череда атак США, Великобритании, Ирана, Пакистана и хуситов усиливает опасения, что на Ближнем Востоке может разгореться большой вооружённый конфликт», – пишет Reuters.
Журналисты Reuters отметили, что обстрел Ираном территории ядерной державы – в первую очередь демонстрация силы.
Такой же точки зрения придерживается и новостной редактор Bloomberg Патрик Сайкс. Он пишет, что конфликт распространился за пределы Газы по всему Ближнему Востоку. Иран показывает миру и особенно Израилю, что готов вступить в бой, если его подтолкнут.
«Это огромный сдвиг по сравнению с первыми 100 днями кризиса в секторе Газа, когда поддержку ХАМАС выражали лишь ливанская «Хезболла» и хуситы в Йемене. Активность Ирана – резкий ответ всем, кто считал, что он пытается избежать прямой конфронтации», – говорится в материале Bloomberg.
Патрик Сайк отметил, что для нанесения ударов по Пакистану Иран использовал ракеты дальнего действия, которые могли бы достичь и Тель-Авива.
В комментарии для «Абзаца» политолог Станислав Тарасов заявил, что события приняли совершенно неожиданный оборот:
«Иран бил по территориям Пакистана, где сконцентрированы сепаратисты. Предполагалось, что реакция Исламабада будет умеренной. Скорее всего, никто в Иране не ожидал ответа».
Он напомнил, что между Ираном и Пакистаном заключён договор о борьбе с терроризмом. В связи с этим возникает вопрос: почему Тегеран не предупредил Исламабад о готовящемся ударе?
«Скорее всего, Иран действовал без предупреждения, чтобы информация не попала к Соединённым Штатам, которые стоят за Пакистаном. Именно Штаты разжигают очаги сепаратизма вокруг Ирана. Напряжение в регионе сейчас как никогда высоко во многом из-за действий Вашингтона», – сказал политолог.
Тарасов считает, что Штаты могли подтолкнуть Пакистан к ответному удару по Ирану. Это нужно, чтобы отвлечь Тегеран от Йемена и сектора Газа на другой локальный конфликт.
«Штатам не удастся разжечь серьёзное противостояние между Ираном и Пакистаном. У этих стран довольно тесное взаимодействие, например в энергетической сфере. При этом произошедшее точно не было договорняком между Ираном и Пакистаном, в противном случае реакция Исламабада не была бы такой решительной», – заключил политолог.
Ранее КСИР нанёс удары по Иракскому Курдистану недалеко от консульства США и международного аэропорта. В Тегеране заявили, что целью была «одна из главных штаб-квартир израильской службы внешней разведки «Моссад».
Ближневосточный регион пришёл в активность после старта израильской операции в секторе Газа в октябре. В январе йеменские хуситы начали блокировать суда, связанные с Израилем и США, в Красном море. В ответ на это коалиция во главе с Соединёнными Штатами наносит удары по Йемену.