Невнятные комментарии и вялое осуждение: как Запад отреагировал на запрет в России ЛГБТ*
Вчера Верховный суд признал международное общественное движение ЛГБТ экстремистской организацией и запретил её на территории Российской Федерации. «Абзац» собрал реакцию западных политиков, СМИ и международных организаций на произошедшее.
В четверг, 30 ноября, Верховный суд признал международное общественное движение ЛГБТ экстремистской организацией и запретил его в России. Решение вынес судья Олег Нефёдов.
Заседание проходило в закрытом режиме, в зале присутствовал только представитель Минюста. В ведомстве не уточнили, что именно можно считать «международным общественным движением ЛГБТ»*, кто в нём состоит и как оно устроено.
На подобные решения традиционно очень остро реагируют в западных СМИ, высказываются политики и международные правозащитные организации, вводятся санкции. Однако в этот раз реакция была довольно сдержанной.
Реакция политиков и международных организаций
Заместитель министра иностранных дел Великобритании Лео Докерти на своей официальной странице в социальных сетях написал, что в Лондоне не поддерживают принятое Верховным судом РФ решение:
«Великобритания потрясена решением, которое квалифицирует международную деятельность ЛГБТ как экстремистскую и имеет далеко идущие последствия. Российские власти должны выполнить свои обязательства в отношении гражданских и политических прав и прекратить преследование ЛГБТ*. Права человека универсальны».
Международная правозащитная организация Amnesty International назвала это решение «позорным и абсурдным».
Пресс-секретарь Управления ООН по правам человека Равина Шамдасани считает, что «положение ЛГБТ-сообщества* в России становится всё хуже» и с новым законом людей якобы ждёт больше арестов и преследований. По её мнению, одной из главных проблем принятого закона является «отсутствие ясности в формулировках», что открывает простор для злоупотреблений.
В ООН также осудили решение Верховного суда. По словам Верховного комиссара ООН по правам человека Фолькера Тюрка, оно якобы подвергает опасности не только людей, причисляющих себя к ЛГБТ-сообществу*, но и правозащитников.
«Я призываю российские власти немедленно отменить законы, которые накладывают неправомерные ограничения на работу правозащитников или дискриминируют ЛГБТ*», – добавил Тюрк.
Реакция СМИ
Высказывания журналистов и экспертов в СМИ были куда более агрессивными и осуждающими. При этом многие отметили, что это решение вписывается в программу президента России Владимир Путина по укреплению традиционных ценностей.
Репортёр The Guardian в России Петр Зауэр отметил, что наша страна становится всё более консервативной, тренд на возвращение к традиционным ценностям открыто поддерживается в обществе и используется политиками в своих программах.
Руководитель Московского бюро The Washington Post Робин Диксон и корреспондент Наталья Аббакумова отмечают, что разворот России на поддержку традиционных ценностей сближает Москву со многими партнёрами на Ближнем Востоке и в Африке:
«Кремль делает ставку на традиционализм как объединяющую идеологию со многими странами на Ближнем Востоке и в Африке. Во многих странах Ближнего Востока и Африки гомосексуальность запрещена законом. Например, в Уганде в начале этого года были криминализированы однополые отношения».
Авторы статьи добавляют, что таким образом Россия якобы пытается противопоставить себя и своих партнёров либеральному Западу.
*Признано экстремистской организацией и запрещено в Росиси.