Десять лет Евромайдану: что пишут о будущем Украины западные СМИ
Ровно десять лет назад – 21 ноября 2013 года – в Киеве начался Евромайдан, участники которого наивно полагали, что он приведёт Украину в Евросоюз. Однако воз и ныне там, а проблемы только увеличиваются. «Абзац» расскажет, что пишут зарубежные СМИ и говорят политики о событиях десятилетней давности.
В честь десятой годовщины Евромайдана зарубежные политики потянулись в Киев. СМИ, в свою очередь, пишут о произошедшем в 2013-м и анализируют, насколько изменилась Украина за эти годы. Любопытна избранная западными медиа риторика: уже далеко не все уверены в том, что Незалежную ждёт блестящее будущее в составе Евросоюза.
Визиты и поздравления
Сегодня в честь знаменательной даты в Киев приехали многие европейские политики. Cреди них – глава Евросовета Шарль Мишель, президент Молдавии Майя Санду и министр обороны Германии Борис Писториус.
В частности, Писториус встретился с президентом Украины Владимиром Зеленским и в знак уважения посетил импровизированный мемориал в честь погибших во время протестов на Майдане.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в социальных сетях поздравила Украину:
«Десять лет благородству, гордости, стремлению к свободе. Холодные зимние ночи Евромайдана навсегда изменили Европу. Сегодня это яснее, чем когда-либо. Будущее Украины – в Европейском союзе. Будущее, за которое боролся Майдан, наконец-то началось».
Некоторые западные СМИ выпускают ностальгические материалы о том, как всё было десять лет назад. Например, издание Associated Press в героическом ключе описывает, как «украинский народ начал борьбу за свою свободу».
Реальные прогнозы
Если же отбросить романтический флёр, которым пытаются окутать эту тему некоторые западные СМИ, то взору предстаёт довольно неприглядная картина. Произошедшее десять лет назад было государственным переворотом, который повлёк за собой оккупацию Украины Западом и США. Такое мнение в беседе с «Абзацем» высказал экс-депутат Верховной рады Владимир Олейник:
«Сейчас Евромайдан как только ни называют, пытаются представить это революцией освобождения. Однако, по сути, Украина десять лет назад потеряла суверенитет. Изначально расчёт был такой, что руками украинцев удастся расшатать российское общество, вызвать недовольство внутри страны и таким образом провести переворот и в России».
По его словам, спустя десятилетие многомиллиардных вливаний и повсеместной помощи Запад наконец-то начинает осознавать, что его первоначальный план провалился. Раз не получилось, проект надо сворачивать либо менять тактику.
«Предполагаю, что в случае с Украиной будет точно так же, как и с Афганистаном, куда Соединённые Штаты вливали очень много финансов, а потом просто были вынуждены капитулировать. Процесс признания своего поражения на Украине пошёл. Он был бы быстрее, если бы не выборы. Сейчас демократам очень важно поддерживать свой имидж, поэтому они делают вид, что Киев всё ещё им интересен», – заключил Олейник.
Корреспондент The Guardian в Центральной и Восточной Европе Шон Уокер в своей статье отмечает, что из-за ряда внешних и внутренних факторов внутри украинского общества угадывается уныние:
«Сейчас мы наблюдаем самые мрачные настроения относительно перспектив быстрой и решительной победы Украины. В первый год СВО украинцы объединились вокруг Зеленского, с течением времени ситуация поменялась. Украинский президент отказался от проведения выборов предстоящей весной, что вызвало неодобрение как внутри общества, так и со стороны западных партнёров».
И даже приехавший с неожиданным визитом министр обороны США Ллойд Остин не смог обещать стопроцентной поддержки Вашингтона. На пресс-конференции после встречи с Зеленским глава Пентагона заявил, что у Штатов нет для Украины волшебной палочки в конфликте с Россией.