Долгосрочный Нарендра: о чём говорят итоги саммита G20
Вчера завершился саммит «Большой двадцатки» в Индии. Лидеры стран смогли договориться и подписать итоговое коммюнике. Какие выводы можно сделать по итогам саммита – читайте в материале «Абзаца».
Лидеры двадцати крупнейших экономик мира завершили саммит в индийской столице в воскресенье, 10 сентября. Преодолев глубокие разногласия по конфликту на Украине, участники смогли выработать итоговый документ.
Итоги без побед
В нём не осуждалась позиция России относительно украинского конфликта. Страны G20 избежали прямой критики Москвы в тексте документа, что было воспринято как смягчение позиции.
Принятие коммюнике с таким содержанием стало неожиданностью. За несколько недель до саммита западные страны требовали от участников грядущей встречи резко осудить действия России. В свою очередь наша страна предупреждала, что заблокирует любой документ, который не будет отражать её позицию.
По словам официальных лиц, Индия вместе с Бразилией, Индонезией и Южной Африкой сыграли ключевую роль в предотвращении раскола «Большой двадцатки» из-за позиции по украинскому конфликту.
Руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов считает, что саммит прошёл весьма посредственно.
«После того как лидеры России и Китая заявили, что не будут присутствовать, значение саммита в Нью-Дели упало практически до нуля. Соединённые Штаты традиционно считали G20 «младшим братом» G7. На «семёрке», по их мнению, решались все важнейшие вопросы, и, соответственно, мнение стран «семёрки» решало повестку «двадцатки». Но в этот раз всё вышло совсем по-другому», – заявил он в беседе с «Абзацем».
Эксперт добавил, что такие организации, как G20 и G7, начинают постепенно уходить с политической сцены. На их место приходят новые формирования, определяющие альтернативную повестку, например БРИКС.
Неумелая альтернатива
Евросоюз, Саудовская Аравия и Индия договорились о создании нового коридора Индия – Ближний Восток – Европа (IMEC). Согласно документу, ключевой целью проекта станет стимулирование экономического развития путём расширения торговых связей между странами Азии, Персидского залива и Европой.
В рамках проекта будет построена железная дорога, которая обеспечит «экономически эффективную сеть трансграничного морского железнодорожного транзита» в дополнение к существующим маршрутам. Меморандум подписали Саудовская Аравия, Евросоюз, Индия, ОАЭ, Франция, Германия, Италия и США.
Колумнист Reuters Санджив Миглани пишет, что проект вписывается в усилия администрации президента США Джо Байдена противостоять стремлению Китая контролировать инфраструктурные проекты по всему миру в рамках инициативы «Один пояс – один путь».
«Вашингтон рекламирует себя в качестве альтернативного партнёра и инвестора для развивающихся стран в группе G20. Кроме того, проект возник на фоне попыток администрации Байдена сблизиться с Саудовской Аравией», – напомнили в статье.
Василий Колташов считает, что сейчас нельзя оценить эффективность этого проекта. Он напомнил, что Евросоюз показательно отказывался от китайских товаров, поэтому теперь ему жизненно необходимо искать другие возможности.
«Этот проект был искусственно создан США и не несёт никакой экономической выгоды, а может вызвать обратный эффект. Европе невыгодно замещать китайские товары, но её это сделать заставляет Вашингтон. Такие действия приведут лишь к ухудшению уровня жизни и могут вызвать антиамериканские настроения», – пояснил эксперт.
Он считает, что по итогам саммита стало ясно, что у США не получилось перетянуть Индию на свою сторону. Нью-Дели продолжает занимать нейтральную позицию, которая ориентирована на получение выгоды от сложившейся ситуации. Это абсолютно верный и прагматичный подход.