рубрики

Восточная встряска: как поведут себя страны Запада в случае подтверждения гибели Пригожина
Фото: ТАСС / Виталий Шустров

После произошедшей вечером 23 августа авиакатастрофы под Тверью, в которой, по неподтверждённым данным, мог погибнуть глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин, западные СМИ начали делать прогнозы, как поменяется международная расстановка сил. «Абзац» разбирался, изменятся ли позиции России в Африке и на Ближнем Востоке.

В среду, 23 августа, в Бологовском районе Тверской области потерпел крушение бизнес-джет Embraer, который, предположительно, мог принадлежать основателю ЧВК «Вагнер» Евгению Пригожину. В МЧС сообщили, что в результате авиакатастрофы погибли десять человек.

В Росавиации сообщили о начале расследования катастрофы и подтвердили, что в списке пассажиров «значатся имя и фамилия Евгения Пригожина».

Восточные сказки

Несмотря на то, что расследование только началось и официальной информации о погибших пока нет, в западных СМИ уже проводят свои «расследования» и строят прогнозы, что станет с позициями России в Африке и на Ближнем Востоке, если смерть основателя ЧВК «Вагнер» подтвердится.

Старший репортёр The Guardian Питер Бомонт считает, что возможная кончина Евгения Пригожина неизбежно побудит Запад начать анализировать позиции России на международной арене. Особенно учитывая, что США и их партнёры по НАТО не оставляют попыток укрепиться в Африке и на Ближнем Востоке.

«Что будет дальше с самой известной российской ЧВК, можно только гадать. «Вагнер» – это феномен по-своему уникальный, отличающийся от западных или азиатских аналогов. Ясно одно: «Вагнера» в том виде, в котором он был когда-то, больше нет. Бо́льшая часть африканской империи «Вагнера» опиралась исключительно на авторитет самого Пригожина, и без него будет необходимо провести структурные перестановки», – пишет Бомонт.

Он добавил, что, несмотря на то, что Кремль в последнее время пересматривает свою политику на Африканском континенте, многие полевые командиры африканских стран до сих пор лично привязаны к Пригожину.

Мнение эксперта

Руководитель Экспертного совета Фонда стратегического развития Игорь Шатров не согласен с репортёром The Guardian. В комментарии для «Абзаца» он подчеркнул, что отношения России и африканских стран определённо держатся не на персоне Пригожина.

«Если вспомнить времена СССР, то Москва очень успешно работала с Африкой без подобных ЧВК «Вагнер» организаций. Да, это была успешная частная военная компания, которая в том числе решала вопросы в интересах государства, и в ней работали профессионалы. Однако надо помнить, что это не единственная ЧВК, которая работает в интересах России. Да и есть официальные Вооружённые силы РФ», – сказал эксперт.

Восточная встряска: как поведут себя страны Запада в случае подтверждения гибели Пригожина
Фото: t.me/concordgroup_official

Он пояснил, что у многих крупных компаний, работающих в Африке, есть свои ЧВК, которые не только охраняют объекты российских компаний, но и помогают местным политическим силам.

«На прошедшем в конце июля саммите Россия – Африка много говорилось о сотрудничестве между Москвой и странами региона. Отмечу ещё раз – именно между странами. У России, Африки и Ближнего Востока много разных векторов взаимодействия, например торговля полезными ископаемыми и энергоносителями. Евгений Пригожин с его ЧВК был всего лишь одним из инструментов российского влияния, но не единственным», – добавил Шатров.

По его мнению, страны Запада, в первую очередь Соединённые Штаты, могут попытаться прощупать почву в Африке и на Ближнем Востоке, чтобы понять, не изменились ли позиции России. Однако эта активизация не будет серьёзной и массовой.

«Вагнер» сыграл роль в уменьшении западного влияния в Африке, но сейчас Москва развивает отношения со своими африканскими партнёрами совершенно на другом уровне. Это полноформатная официальная государственная политика», – пояснил эксперт.

Говоря о Белоруссии и постоянных нападках на неё со стороны Польши и стран Прибалтики, Шатров подчеркнул, что присутствие «Группы Вагнера» было своего рода раздражителем и удобным оправданием любой агрессии Варшавы. Сейчас этот фактор пропал, и они будут думать, что бы ещё им изобрести и как бы представить ситуацию в публичном поле.

telegram
Рекомендуем