рубрики

Умеренно по Ливии: почему России стоит следить за происходящим в Триполи
Фото © TASS / AP

В начале этой недели в столице Ливии Триполи вспыхнули вооружённые столкновения, в результате которых погибли 27 человек. «Абзац» разбирался, что стало причиной столкновений и какие отношения связывают Россию с этой африканской страной.

Снова бой

В начале этой недели в столице Ливии Триполи вспыхнули самые серьёзные в этом году столкновения между местными группировками. За время боёв погибли 27 человек, более 100 получили ранения.

Столкновения начались из-за того, что командующий 444-й бригады Махмуд Хамза был задержан силами сдерживания (RADA). Во вторник вечером было достигнуто соглашение о прекращении огня после того, как Хамза был передан нейтральным силам и освобождён.

Силы сдерживания – одна из основных вооружённых группировок в Триполи. Она контролирует район аэропорта и прилегающие прибрежные районы. 444-я бригада также контролирует большие участки столицы и районы южнее города.

«Эскалации, которые следуют за месяцами относительного мира, – это обычная ситуация после почти десятилетней гражданской войны в Ливии. Давние разногласия продолжают провоцировать вспышки насилия, хотя обычно такие инциденты заканчиваются в течение нескольких часов», – сказал Al Jazeera Анас Эль Гомати, директор аналитического центра Института Садек.

Мнение эксперта

Политолог Станислав Тарасов пояснил «Абзацу», что вооружённые столкновения показывают, насколько хрупкой является видимая стабильность, установленная в Триполи:

«Столица контролируется соперничающими вооружёнными формированиями, а исполнительная власть не в состоянии контролировать безопасность. Местечковые столкновения боевых группировок – это не нечто новое. Такое происходит довольно часто, особенно в последнее время, когда наметились определённые подвижки к урегулированию и каждая сторона стремится отвоевать себе как можно больше территорий и укрепить позиции, прежде чем приступить к переговорам».

С другой стороны, если рассматривать ситуацию в более широкой перспективе, подобные столкновения могут быть первыми звоночками к более масштабным перестановкам в стране и регионе, добавил политолог.

«Существуют международные механизмы урегулирования ливийского кризиса с участием России, Турции, США и ряда европейских стран. Пока эти механизмы не работают, хотя в стране обозначены сроки потенциальных выборов, которые должны установить единовластие. Одна из главных проблем – это отсутствие одной сильной страны, которая бы выступила гарантом безопасности. Пока этого нет, стоит быть готовым к тому, что подобные стычки будут повторяться», – сказал Тарасов.

Умеренно по Ливии: почему России стоит следить за происходящим в Триполи
Фото © TASS / EPA

Он напомнил, что представитель от Ливии присутствовал на саммите Россия – Африка, который проходил в конце июля в Санкт-Петербурге, и встречался там с Владимиром Путиным. Это говорит о том, что Москва заинтересована в сотрудничестве с Триполи.

«У России в Ливии было много контрактов и проектов. Сотрудничество между нашими странами шло очень бурно до свержения Каддафи. В результате произошедшего в Ливии в 2011 году Россия потеряла десятки миллионов долларов. Поэтому естественно, что Москва собирается вернуться в Ливию. Однако надо учитывать, что российская политика в Африке пока только формируется как в идеологическом, так и в практическом плане. Существует очень много переменных, от которых зависит дальнейшая стратегия», – заключил политолог.

Напомним, что в Ливии фактически существуют два правительства. Первое – правительство национального единства под руководством временного премьер-министра Абдель Хамида Дбейбы со штаб-квартирой в Триполи. Второе правительство было сформировано парламентом и базируется в Сирте. Им временно руководит Усама Хамад.

telegram
Рекомендуем