До Лулы и обратно: почему Зеленский потерпел фиаско на саммите G7
В прошедшие выходные в Хиросиме состоялся саммит «Большой семёрки», где главной неожиданностью стало появление украинского президента Владимира Зеленского. «Абзац» разбирался, смог ли глава киевского режима достичь того, за чем приезжал в Японию.
Готовясь к саммиту G7, США и их союзники знали, что им нужно приложить все усилия, чтобы привлечь на свою сторону страны, которые открыто заявляют о своём нейтралитете. По итогам встречи можно сказать, что выполнить поставленную задачу будет непросто.
Репортёры Bloomberg Сэми Адгирни, Брайан Платт и Алекс Уикхэм отмечают, что тремя ключевыми приглашёнными гостями стали президент Бразилии Лула да Силва, премьер-министр Индии Нарендра Моди и президент Индонезии Джоко Видодо.
Индия не меняет позиций
На полях саммита «Большой семёрки» произошла первая с момента начала СВО встреча премьер-министра Индии с украинским президентом Владимиром Зеленским. Для последнего это общение было особенно важным.
«Встреча Зеленского один на один с премьер-министром Индии Нарендрой Моди в Хиросиме, скорее всего, не поменяет правила игры, как многие могли надеяться», – пишет дипломатический редактор The Guardian Патрик Винтур.
Индийские заказы на российскую нефть увеличились в 22 раза в 2022 году. В Хиросиме Зеленский пытался убедить Моди не сотрудничать с Москвой. Однако сделать это практически невозможно, учитывая, что Европа сама реимпортирует российскую нефть из Индии в переработанном виде.
Политолог Дмитрий Солонников в комментарии для «Абзаца» заявил, что эта встреча не сможет улучшить международный имидж Украины:
«Зеленский вёл себя на встрече с премьер-министром Индии крайне неуважительно и продемонстрировал свою непрофессиональность как политика. Для самого Моди эта встреча была полной неожиданностью, его фактически заставили встретиться с Зеленским».
Бразилия неприятно удивлена
Как и для премьер-министра Индии, для президента Бразилии визит Зеленского стал неприятной неожиданностью. Два лидера не встретились на выходных, несмотря на просьбу президента Франции Эммануэля Макрона, который призвал Лулу «понять Украину».
На пресс-конференции перед отъездом из Хиросимы Лула сообщил, что именно Зеленский не явился на двустороннюю встречу, которая была запланирована их командами. Он также раскритиковал риторику президента США Джо Байдена в отношении России, заявив, что она не способствует установлению мира.
Кроме того, Бразилия публично заявила, что президент Индонезии Джоко Видодо подтвердил, что он разделяет позицию Бразилии в отношении конфликта на Украине.
Директор Института Латинской Америки Людмила Симонова напомнила, что Лула ещё во время встречи с лидером КНР Си Цзиньпином чётко обозначил свою позицию по украинскому конфликту.
«Лула действовал согласно конституции Бразилии, потому что там чётко прописано, что страна не может выступать на чьей-то стороне в крупных конфликтах или поставлять вооружение. Бразилиа питает чисто прагматический интерес к сотрудничеству с Россией из-за поставок удобрений и топлива. Между нашими странами также налажена торговля продуктами питания», – сказала она «Абзацу».
Симонова считает, что бразильский лидер и дальше будет сохранять нейтралитет и продолжать сотрудничать с Россией как с важным стратегическим партнёром и партнёром по БРИКС.
«Любая попытка давления на Бразилию со стороны Соединённых Штатов или стран Евросоюза вряд ли будет иметь положительный эффект. Бразилия позиционирует себя как один из ведущих игроков «глобального Юга» и крупный независимый региональный лидер», – заключила она.
Антикитайский саммит
Ещё до начала встречи «Большой семёрки» было известно, что главными «врагами» мира и спокойствия сделали Россию и Китай. В коммюнике G7 отмечается, что страны хотят «конструктивных и стабильных отношений» с Пекином, но при этом подчёркивается, что Китай «милитаризует» Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), что вызывает беспокойство.
Британский премьер-министр Риши Сунак был более агрессивен в своих формулировках. Он заявил, что Пекин представляет собой самую большую угрозу безопасности и процветанию в мире.
«Китай представляет собой самую большую проблему нашей эпохи. Великобритания и другие страны G7 будут придерживаться общего подхода к уменьшению проблем, создаваемых Китаем», – сказал Сунак журналистам после саммита G7.
Ещё более странной выглядела позиция американского президента Джо Байдена, который сначала говорил о китайской угрозе, а после окончания саммита заявил, что очень скоро ожидает потепления в отношениях с Пекином.
Президент АНО «Центр исследований АТР» Сергей Санакоев считает, что такая реакция была срежиссирована Вашингтоном.
«Всё, что касается отношений стран Европы с Китаем, полностью контролируется Соединёнными Штатами. Двойственная позиция самих Штатов показывает, что они готовы торговаться с Пекином, но никому, кроме них, это не позволено. В этом и заключался сигнал Вашингтона – все дела необходимо вести только через них», – сказал он «Абзацу».
Эксперт добавил, что с Китаем нельзя разговаривать так, как это делают в Вашингтоне, обещая «пряники» за послушание. Пекин не пойдёт ни на какие уступки: если столкновения не избежать, то он будет готовиться к столкновению.
«Китайцы прекрасно понимают, что из себя представляют лидеры западных стран. У них нет никакой политической воли, и даже в своих собственных странах рейтинг одобрения у них провальный», – заключил Санакоев.
По данным The New York Times, лидеры стран G7 прибыли на саммит в японской Хиросиме с рейтингами одобрения ниже 50%. Самый высокий показатель – у премьер-министра Италии Джорджи Мелони (49%), а самый низкий – у президента Франции Эммануэля Макрона (25%).