рубрики

«Небратья» из Италии: какими будут отношения Москвы и Рима после победы ультраправых на выборах
Фото: TASS / AP / Roberto Monaldo

Партия крайне правых победила в парламентских выборах в Италии. Это первый случай в истории со времён Бенито Муссолини. Смогут ли правые вытащить страну из экономического кризиса и какие перспективы отношений России и Италии – рассказывает «Абзац».

Италия – для правых

Сегодня стали известны результаты парламентских выборов в Италии, где триумфальную победу одержала крайне правая партия «Братья Италии», лидером которой является Джорджия Мелони. Это первый случай со времён Бенито Муссолини, когда в стране к власти приходят партии правого толка.

Ожидается, что Мелони станет премьер-министром, а в её коалиционное правительство войдут ультраправая партия «Лига», возглавляемая бывшим министром внутренних дел Маттео Сальвини, и правоцентристская партия «Вперёд, Италия», лидером которой является известный политический долгожитель Сильвио Берлускони.

Обычно правительства не «выживают» в Италии более полутора лет, но так было при 75-летнем Марио Драги, которому приходилось собирать вместе совершенно разношёрстную коалицию и при этом бороться со своей собственной непопулярностью в народе.

Сейчас же все надежды итальянцы возложили на молодого политика (Мелони 45 лет), который объединит вокруг себя идеологически близкие течения.

«Небратья» из Италии: какими будут отношения Москвы и Рима после победы ультраправых на выборах
Фото: TASS / AP / Alessandra Tarantino / Джорджия Мелони

Неофашизм на сцене?

Новоявленный премьер-министр делала очень многообещающие заявления. Но итальянцы настолько устали от пустоты в карманах, что готовы забыть о том, что Мелони начала свою политическую карьеру в качестве молодёжного активиста неофашистского итальянского социального движения.

«Это ночь гордости для «Братьев Италии», но это отправная точка, а не финиш. Мы не обманем вашего доверия и сделаем всё, чтобы возвеличить нашу нацию», – сказала Мелони после объявления результатов.

«Братья Италии» уходят корнями в движение MSI (неофашистская организация, впоследствии – национально-консервативная политическая партия в Италии 1946–1995 годов). Сейчас она, естественно, отвергает даже возможность того, что её политика является фашистской.

Завоевать любовь избирателей оказалось довольно просто – надо быть ближе к народу. Мелони и её партия последние годы активно выступали перед избирателями и лично общались с итальянцами, которые готовы были говорить о своих проблемах. «Братья Италии» не избегали даже самой тёмной глубинки, где брезгуют показываться столичные руководители.

Правые в своей предвыборной кампании обещали снизить налоги и поддержать население и бизнес с помощью социальных выплат. Девиз «Бог, Отечество, Семья» кратко и точно описывает общественную программу «Братьев». Мелони выступает против ЛГБТ+ повестки, мигрантов-мусульман и требует морской блокады Ливии, чтобы перекрыть поток беженцев из Африки.

Но без казусов, как обычно, не обошлось. Практически перед самыми выборами «Братья Италии» вынуждены были снять одного из своих кандидатов в Сицилии. Внезапно всплыли его посты в соцсетях, в которых он превозносил политику Гитлера, сравнивал его с Мелони.

«Небратья» из Италии: какими будут отношения Москвы и Рима после победы ультраправых на выборах
Фото: TASS / AP / Mauro Scrobogna / Выборы в Италии

Раскол Евросоюза

Поворот Италии вправо, конечно же, не обещает лёгкой жизни Евросоюзу. За пару дней до выборов вопрос о возможном расколе задали главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен, которая напомнила, что у ЕС есть инструменты для того, чтобы продавить свои интересы. Таким образом она намекнула на то, что финансирование Италии может быть перекрыто, как это ранее происходило с Польшей и Венгрией.

С осторожностью высказалась и премьер-министр Франции Элизабет Борн:

«Я не хочу комментировать выбор итальянского народа. Однако напомню, что у нас в Европе есть определённые ценности и мы будем бдительны в том, чтобы остальные страны их соблюдали (права человека и доступ к аборту в частности)».

А вот остальные европейские друзья по правым партиям очень воодушевлённо поздравляли Мелони с победой.

Так, Марин Ле Пен, лидер ультраправой французской партии «Национальное объединение», написала в своих социальных сетях:

«Итальянский народ решил взять свою судьбу в свои руки, избрав патриотическое и суверенное правительство. Поздравляем Джорджию Мелони и [лидера «Лиги»] Маттео Сальвини с тем, что они противостояли угрозам антидемократического и высокомерного Европейского cоюза».

Балаш Орбан, политический директор премьер-министра Венгрии Виктора Орбана:

«Поздравляем Джорджию Мелони, Маттео Сальвини и Сильвио Берлускони с сегодняшними выборами! В эти трудные времена нам как никогда нужны друзья, которые разделяют общее видение и подход к проблемам Европы».

Сантьяго Абаскаль, лидер ультраправой национально-консервативной партии Vox в Испании:

«Джорджия Мелони показала, что гордая и свободная Европа, состоящая из суверенных наций, сможет сотрудничать во имя всеобщей безопасности и процветания».

«Небратья» из Италии: какими будут отношения Москвы и Рима после победы ультраправых на выборах
Фото: flickr.com / Vox España / Сантьяго Абаскаль

Стоит отметить, что в своих высказываниях, которые касаются Евросоюза, Мелони очень сдержана. Италии всё ещё нужно финансирование ЕС, которое могут просто перекрыть. Поэтому одно дело – внутренняя политика, а совсем другое – внешняя.

Италия, как и вся Европа, столкнулась с энергетическим кризисом. К этому добавились постковидная инфляция, дефицит сырья и комплектующих. Население беднеет, цены растут, промышленность и бизнес несут убытки.

Занимать денег уже нельзя. Сейчас госдолг страны достиг уровней послевоенного времени. Перед прошлыми выборами 2018 года он составлял около 130% годового объёма экономики, а сейчас достигает 150% ВВП. Заработать самим тоже сложно. Итальянский рынок труда выглядит очень печально, а социальные расходы растут с каждым годом, поскольку в стареющей Италии ситуация с демографией обстоит хуже, чем в других странах Европы.

Единственным её спасителем может стать Евросоюз. Италия – крупнейший получатель общеевропейских субсидий, поэтому их потеря станет катастрофой для экономики. Мелони заинтересована в компромиссе с ЕС, однако не так склонен к компромиссу её соратник Сальвини. Он неоднократно стремился возобновить свою политику блокирования судов-спасателей с мигрантами, заходящих в итальянские порты.

Скорее всего, Италию ожидает борьба по ряду вопросов внутри коалиции, а также перераспределение сил в Евросоюзе. Итальянцы усилят голоса поляков и венгров, чем усложнят проведение внутренних реформ в ЕС.

Единственным вопросом, по которому пока сохраняется единство, является отношение к России и Украине.

Дружбы не будет

Все мы помним, что экс-премьер Драги всеми возможными способами поддерживал антироссийские действия и поощрял помощь Украине. Сальвини и Берлускони – другое дело. С президентом России Владимиром Путиным обоих связывает давняя дружба.

«Небратья» из Италии: какими будут отношения Москвы и Рима после победы ультраправых на выборах
Фото: ТАСС / Михаил Метцель / Президент РФ В.Путин и бывший премьер-министр Италии С.Берлускони в Крыму

Хотя от явной поддержки российскому лидеру оба в преддверии выборов открестились. Большое недовольство среди итальянцев вызвали высказывания Берлускони, которые он сделал буквально за три дня до выборов.

85-летний миллиардер рассказал итальянскому телевидению, что Путина, его старого друга, якобы подтолкнули к «вторжению» на Украину российский народ и министры, которые хотели заменить администрацию Владимира Зеленского «порядочными людьми».

Поднялся такой шум, что политик завёл песню о том, что его не так поняли. И выступил с заявлением: «Агрессия против Украины необоснованна и неприемлема. Позиция моей партии ясна. Мы всегда будем на стороне ЕС и НАТО».

Сальвини также поддерживал связи с Россией, осыпал похвалами Путина и критиковал экономические санкции против Москвы из-за спецоперации, потому что они «поставили Италию на колени». Но и он уже успел откреститься от прошлых высказываний.

Мелони же во всех интервью говорит, что считает Россию и Китай противниками Запада и готова всеми силами «противостоять» им. К российскому президенту она симпатий не испытывает и собирается поддерживать нынешнюю политику ЕС и НАТО в отношении России и Украины.

Ранее «Абзац» писал о том, почему ультраправые партии пришли к власти в Швеции и что ждёт Европу, если она будет состоять из правых правительств.

telegram
Рекомендуем