Право качает: что стоит за угрозами Трампа ввести вторичные пошлины на российскую нефть

Прошедшие выходные были богаты на противоречивые высказывания президента США Дональда Трампа. Республиканец метался от угрозы ввести новые тарифы против России до заверений аудитории в том, что у него «очень хорошие отношения» с президентом РФ Владимиром Путиным. «Абзац» постарался угнаться за изменчивой риторикой главы Белого дома.
Откусил больше, чем может прожевать
Чем меньше остаётся времени до истечения первых 100 дней с момента инаугурации президента США Дональда Трампа, за которые он хотел разрешить украинский конфликт, тем более непоследовательными кажутся его высказывания. Так, во время телефонного интервью с телеведущей Кристен Уэлкер для телеканала NBC News в воскресенье, 30 марта, республиканец заявил, что раздражён и зол на российского лидера Владимира Путина, а также пригрозил обложить тарифами всю импортируемую Российской Федерацией нефть.
Таким образом глава Белого дома отреагировал на идею Путина ввести на Украине временную администрацию под эгидой ООН, что позволило бы организовать справедливые выборы и допустить к власти новое правительство, пользующееся доверием населения, с которым Россия смогла бы провести конструктивные мирные переговоры и подписать соглашение о прекращении конфликта. Любопытно, что ещё совсем недавно, в конце февраля, Трамп называл Владимира Зеленского «диктатором без выборов».
«Если Россия и я не сможем договориться о прекращении кровопролития на Украине и если я решу, что в этом виновата Россия, – а это может быть и не так, – но, если решу, что виновата Россия, я введу вторичные тарифы на нефть [от 25 до 50 пунктов]. На всю нефть, поступающую из России», – передаёт слова Трампа NBC News.

Однако уже на следующий день республиканец смягчил риторику, отвечая на вопросы журналистов на борту президентского самолёта Air Force One. Трамп, по его словам, доверяет Путину и считает, что российский лидер заключит мирное соглашение.
Он также выразил нежелание вводить вторичные пошлины против России. Глава Белого дома подчеркнул: лидер РФ знает, что «он зол», но у них «очень хорошие отношения» и «гнев быстро рассеется, если он [Путин] поступит правильно»:
«Вы говорите о Путине. Я не думаю, что он откажется от своего слова. Я знаю его уже давно. Мы всегда хорошо ладили».
Также американский президент фактически опроверг сообщение NBC о том, что Белый дом «отводит Кремлю месяц на заключение соглашения о прекращении огня». По его словам, нет конкретных сроков, в которые Путин должен уложиться. В ходе брифинга он поделился, что планирует снова переговорить с главой РФ на этой неделе.
Неравномерная по тональности риторика в сумме с подчас противоречащими друг другу высказываниями может говорить об осознании Трампом всей глубины «кроличьей норы» проблематики украинского вопроса, заявил «Абзацу» кандидат политических наук, профессор Академии труда и социальных отношений Павел Фельдман. Республиканец начинает потихоньку расплачиваться за слишком громкие предвыборные обещания, сделанные без детального погружения в тему.
Это справедливо и по отношению к Гренландии и Канаде. Практически ничего из того, что он так громко анонсировал, даже на йоту не приблизилось к практическому воплощению, считает эксперт:
«Трампа постоянно атакуют журналисты. Он едва ли не каждый день даёт публичные интервью и проводит брифинги, где постоянно задают одни и те же вопросы, а ему приходится на них отвечать. Но чем глубже он погружается в тему конфликта на Украине, тем яснее осознаёт: имеющиеся между Россией и Украиной противоречия не могут быть исчерпаны только за счёт прекращения огня. Это очень серьёзная и глубокая проблема, в которой Трамп может просто погрязнуть и закопаться, чего он категорически не хочет».

Республиканец на определённом этапе просто умоет руки: скажет, что его совесть чиста, раз он приложил все усилия, но стороны «не хотят» мира, полагает политолог.
Не так страшны санкции, как их малюют
Угроза тарифов, которая прозвучала в интервью NBC, предполагает, что администрация Белого дома может предпринять агрессивные действия в отношении импорта нефти в США из стран, покупающих топливо у России. Это способно особенно сильно ударить по Китаю и Индии.
При этом, по данным американского правительства, сами Штаты прекратили импорт российской сырой нефти ещё в апреле 2022 года. А Индия в июле 2024-го обошла КНР по закупкам чёрного золота из РФ и стала крупнейшим импортёром нашего углеводородного сырья.
США находятся не в той политической и экономической форме, чтобы грозить России, тем более потребителям её углеводородов такого рода, подчеркнул Фельдман. На примере Индии эксперт объяснил, чем чреваты нефтяные тарифы для Соединённых Штатов:
«Допустим, Трамп вводит такого рода пошлины. И как на это сразу же отреагирует индийский бизнес? Естественно, он выразит массовое недовольство. Как следствие, это разделит политическое руководство Индии. Между тем Индия для Соединённых Штатов, особенно на фоне конфликта с Китаем, – один из важнейших международных партнёров. «Ударив» по России, американцы настроят против себя одну из ключевых экономик мира, которая для Америки является стратегически значимым рынком сбыта».
Специалист убеждён, что «хороших решений» в этой ситуации для Вашингтона нет. Как бы американцы ни пыталась «надавить» на РФ, в том числе при помощи нефтяных пошлин, это ударит по ним самим.
Фельдман напомнил о наличии «специфического» танкерного флота, который способен доставлять российские углеводороды в обход западных ограничений в любую точку мира.
«Чем более изощрёнными будут эти ограничения, тем более изобретательными будут те, кто их обходит. А российский бизнес в части изобретательности по обходу разного рода санкций демонстрирует потрясающие таланты, поэтому американскими санкциями и в этой части никого напугать не удастся. Москва не будет в страхе перед этими санкциями садиться за стол переговоров с Киевом, если результаты этих переговоров не устроят российскую сторону», – добавил эксперт.

Уильям Райнш, бывший высокопоставленный чиновник Министерства торговли США, ныне работающий в Центре стратегических и международных исследований, также выразил скепсис относительно практической реализации нефтяных тарифов. Он отметил, что бессистемность заявлений и угроз введения пошлин Трампа оставляют множество дыр в их реализации.
Например, неясным остаётся то, как американские чиновники смогут отследить и доказать, какие страны покупают чёрное золото РФ. Впрочем, как давно известно, республиканец чаще гонится за эффектностью заявлений, забывая про последовательность, целесообразность и реалистичность с точки зрения осуществления.
Ранее обозреватель «Абзаца» Андрей Перла разбирался в том, что подаренный Путиным Трампу портрет говорит о величии России.