Хаматову подозревают в воровстве денег фонда для больных детей. Как филантропы могут наживаться на чужой беде?
В последнее время в российской творческой среде всё больше негодования по поводу филантропии сбежавших артистов.
В качестве примера – ситуация с актрисой Чулпан Хаматовой, которая являлась соучредителем одного из благотворительных фондов.
Бегство звезды сериала «Зулейха открывает глаза» и её последующие антироссийские высказывания ударили по всей системе филантропии в России, считает актёр Егор Бероев. По его мнению, Хаматова подорвала доверие людей, которые жертвовали средства нуждающимся через фонды.
В свою очередь, известный исполнитель Николай Басков в недавнем интервью намекнул, что Хаматова имела корыстный мотив, когда занималась благотворительными сборами в своём фонде. Певец заявил НТВ, что часть денег жертвователей артистка складывала в собственный карман.
Телеведущая и актриса Яна Поплавская, комментируя ситуацию вокруг деятельности фонда Хаматовой, сослалась на расследование, в котором утверждалось, что далеко не все деньги могли доходить до адресата – часть просто «исчезала».
В отдельных случаях благотворительные фонды, за управлением которых стоят известные люди, нужны для их личного обогащения, считает адвокат Наталья Виргур.
«Цель таких фондов – получение выгоды из помощи людей, которым она была необходима. Как правило, финансовая деятельность фондов не проверяется никакими структурами или же при проверке с помощью коррупционных связей или действий тут же благополучно заканчивается без выявления нецелевого использования средств. Конечно, для отвода глаз что-то из средств направляется нуждающимся, но львиная доля обычно оседает в карманах руководителей фондов и их прикормышей», – рассказала адвокат «Абзацу».
Виргур уверена, что только ради милосердия некоторые благотворительные организации и филантропы работать не могут, поэтому их деятельность часто связана с финансами:
«Один интересный факт существования фондов. Они не принимают, кроме денег, никакой другой помощи. Знаете почему? Потому что никакому фонду не хочется распределять и отправлять вещи или обувь нуждающимся, ведь это затратно и неинтересно. Это первый признак фондов мошенников, кто отказывается от любой другой помощи, кроме денежной. А ещё – зачем организовывать огромную структуру, из которой средства будут идти только на помощь нуждающимся, а руководитель будет получать одну заработную плату, которая, как правило, не превышает 50-60 тысяч рублей в месяц. При этом нести огромные расходы, завязанные на содержании штата, дорогостоящего сайта, аренде офиса и так далее».
По словам адвоката, в некоторых фондах деньги отмываются как через медицинские учреждения и подконтрольные компании, так и по договорённости с получателем помощи.
В середине декабря президент Владимир Путин своим указом исключил Чулпан Хаматову из попечительского совета фонда «Круг добра». Зампред комитета по охране здоровья Госдумы РФ Татьяна Соломатина заявила тогда «Абзацу», что «предатель не может оказывать помощь детям».