Не стало Горбачёва: как эксперты оценивают его наследие
На 92-м году жизни умер первый и единственный президент СССР Михаил Горбачёв. «Абзац» собрал мнения экспертов о последнем генеральном секретаре ЦК КПСС.
Так, политик и журналист Максим Шевченко сравнивает Горбачёва с капитаном Титаника, который спасался сам, пока пассажиры погибали.
«Капитан корабля не может остаться в живых и покинуть судно, если корабль тонет, он должен погибнуть вместе с судном. А Горбачёв спасся, и мало того, что спасся, ещё и жизни учил других, пенсию получал, принимал подарки от руководителей других государств, которых можно сравнить с конкурирующими с Титаником компаниями. Вот и всё, это воплощённая пошлость, и ничего кроме пошлости», – пояснил он «Абзацу».
Доктор философских наук, социолог Игорь Чубайс придерживается другой точки зрения. По его мнению, Горбачёв многое пытался улучшить, освободить людей «от тоталитарной и ужасной социалистической идеологии».
«Он сделал очень многое для продвижения страны в нормальное состояние, но делал это в определённых рамках, которые не позволили этого сделать. Дальше пришёл Ельцин, у которого были развязаны руки, он мог сделать очень много, но сделал очень мало. Соглашусь с одним из высказываний Путина, который сказал, что СССР развалил Ленин, который создал неправильное государство», – объяснил он «Абзацу» свою точку зрения.
Социолог уверен: один человек не мог разрушить такую страну, как Советский Союз.
«Если даже согласиться, что Горбачёв развалил СССР, то получается, что СССР, как страна и гроша ломаного не стоила, если один человек смог развалить страну», – заявил он.
При этом пранкер Алексей Столяров, более известный под псевдонимом Лексус, в беседе с «Абзацем» вспомнил, как звонил бывшему президенту СССР. Тогда, по словам пранкера, Горбачёв пытался оправдываться за развал Советского Союза, «пытался строить из себя жертву».
«Этот разговор тем и запомнился, что перед народом он про это не говорил. Рассказывал и оправдывался, что про разгон демонстрации в Вильнюсе, вообще был не в курсе, что там происходило. Довольно жалко себя вёл. Наверное, он уже сам начал верить в то, что говорит», – заключил Столяров.