Какую выгоду может извлечь Россия из торговой войны США и Китая
Во вторник, 4 февраля, вступили в силу ответные меры КНР на введённые по распоряжению президента США Дональда Трампа 10%-ные тарифы на китайские товары. Власти Поднебесной объявили о 10%-ных пошлинах на нефть и сельскохозяйственную технику, а также о 15%-ных пошлинах на американский уголь и сжиженный природный газ (СПГ).
Вслед за этим Пекин подал иск против Вашингтона в механизм разрешения споров Всемирной торговой организации (ВТО), обвиняя его в протекционизме и дестабилизации мировой экономики. Кроме того, Китай объявил о начале расследования в отношении Google по подозрению в нарушении антимонопольного законодательства.
В беседе с «Абзацем» эксперт Центра взаимодействия и международного сотрудничества Пётр Камина отметил, что происходящее нельзя считать началом полномасштабной торговой войны между США и КНР. В настоящий момент ни одна из сторон официально о таком не объявляла, а применяемые меры остаются точечными.
«Хочется напомнить, что в декабре 2024 года Китай и США продлили ещё на пять лет действие Соглашения о научно-техническом сотрудничестве, так что пока о полном прерывании связей и торговой войне речь не идёт. Однако происходящие сейчас события являются предвестником обострения напряжённости в торговых отношениях двух крупнейших экономик мира», – добавил эксперт.
При этом, судя по последним заявлениям администрации Трампа, Соединённые Штаты готовы к новым ограничениям в торговле с Китаем. Особенно это касается высоких технологий и стратегически важных компонентов для промышленности.
«Можно предположить, что в текущем году тарифные ограничения затронут IT-сектор, комплектующие для электроники, а также офисное оборудование и бытовую технику, учитывая, что Китай остаётся крупнейшим мировым производителем в данных сегментах. Все эти американские санкции будут направлены на возвращение производства в Штаты», – пояснил Камина.
По его мнению, торговые ограничения между США и КНР не оказывают прямого влияния на российскую экономику. Тем не менее нашей стране важно не занимать ничью сторону в потенциальной «торговой эскалации» двух крупнейших экономик мира.
«Любая попытка таким образом продемонстрировать «дружбу» с Китаем, выразив поддержку действиями или заявлениями в противостоянии с Вашингтоном, может усилить существующее экономическое давление на Москву, что может привести к кризисным ситуациям. Гораздо более целесообразным представляется занятие выжидательной позиции и концентрация внимания на развитии и перестройке внутренней экономики», – считает Камина.
По его мнению, Москва может даже выиграть от возможной торговой войны США с Китаем:
«Россия получит шанс укрепить экономические связи со странами АСЕАН, в частности с Вьетнамом. Для нас важно перехватить инициативу в энергетике. Нефть, уголь и СПГ – ключевые продукты для Китая в данной ситуации. Учитывая, что КНР вводит пошлины на американские энергоресурсы, Россия получает шанс увеличить поставки газа, нефти и угля на более выгодных условиях».
В свою очередь журналисты Reuters Тревор Ханникатт и Кевин Кролики считают, что ответ Пекина на американские тарифы говорит о его желании склонить Трампа к переговорам, чтобы предотвратить открытую торговую войну между двумя крупнейшими экономиками мира.
«Британская исследовательская фирма Capital Economics подсчитала, что дополнительные пошлины Китая затронут только лишь 20 миллиардов долларов ежегодного импорта из США, а вот американские пошлины коснутся примерно 450 миллиардов долларов», – говорится в статье.
Подобного мнения придерживается и профессор Университета международного бизнеса и экономики в Пекине Джон Гонг. В комментарии для The Associated Press он заявил, что китайский ответ был «взвешенным», так что вряд ли КНР хочет эскалации торговой войны.
Ранее Голос Мордора в своей колонке для «Абзаца» рассказывал, как США стравливают Европу с Китаем.