Ситуация на фронте 10 января: кураховский подарок, окружение нацистов в Великой Новосёлке и Часовом Яре, провальная атака ВСУ под Суджей
На «Абзаце» – новый выпуск «По всем фронтам». Военный корреспондент Тимофей Ермаков раскладывает по полочкам происходящее в зоне СВО.
Донецкое направление
Новый 2025 год начался, как водится, с подарков. Ночью 1 января стало известно о полном освобождении Курахова. Бои за город начались в октябре 2024-го, буквально сразу после взятия Угледара. Сперва нашими войсками были освобождены все прибрежные посёлки на севере Кураховского водохранилища с последующим «выключением» логистики ВСУ с северо-запада. Ключевой в этом плане была операция по взятию Старых Тернов, пролегающих через трассу в Красноармейск. Параллельно с действиями на севере продолжались упорные бои в так называемом Елизаветинском кармане. Это сёла от Елизаветовки до Успеновки (на юге города). Их необходимо было освободить для создания полноценных клещей, охватывающих группировку нацистов в Курахове. А в самом городе одновременно с успешными действиями на флангах наши бойцы группы войск «Центр» атаковали разрезающим ударом вглубь. Не забывая при этом создавать мини-котлы для украинской армии и поднимать русские флаги в разных частях города. Плюс ко всему с юго-запада нацистов подпирали наши воины Восточной группировки войск. Ими были освобождены все посёлки в треугольнике Великая Новосёлка – Константинополь – Успеновка, за исключением Разлива и Улаклов. Именно взятие Улаклы, по предположениям аналитиков, должно было положить конец сопротивлению ВСУ в Курахове. В этом случае город находился бы в полном окружении. Но, вопреки ожиданиям, наше командование пошло более консервативным путём и не стало тратить силы на окружение Курахова и длительные штурмы Кураховской ТЭС, на которой засели оставшиеся нацисты 46-й и 79-й бригад. В итоге укропы отступили в Дачное, а над самой западной точкой поднят флаг РФ. В данный момент Дачное уже штурмуется российскими войсками.
И западнее Курахова начата активная фаза освобождения Великой Новосёлки. А там у нацистов складывается наиболее плачевная конфигурация. Посёлок уже находится в оперативном окружении – вменяемой логистики в город больше нет. Сёла Времевка и Нескучное находятся в клещах. Для выхода из окружения осталась всего одна просёлочная дорога на северо-запад, но и она под нашим плотным огневым контролем. Без сомнения, украинское командование будет держать войска в Великой Новосёлке, до последнего оттягивая неизбежное. Потеря этого ключевого пункта, по сути, грозит в перспективе полной утратой Западного Донбасса и выходом наших войск на границы с Днепропетровской областью с юга.
Туда, кстати, уже по позициям врага долетают наши управляемые авиабомбы. Раньше это было невозможно из-за конфигурации фронта. Однако сейчас линия боевого соприкосновения значительно сдвинулась и наши «птички» вполне себе эффективно поражают пункты дислокации ВСУ. Кстати, от самой западной позиции наших войск в Донбассе, а именно от села Нововасильевка, до Днепропетровской области осталось не более 6 км. Южнее Нововасильевки в рамках движения широким фронтом были освобождены сёла Новоелизаветовка, Славянка, Петропавловка и Шевченко. Что, судя по всему, ложится в логику обхода всех крупных линий обороны врага и о чём говорилось в позапрошлом выпуске.
Также в активную фазу входит освобождение Красноармейско-Димитровской агломерации. Имеются в виду декоммунизированные Покровск и Мирноград. Там за прошедшие две недели освобождены сёла Песчаное, Волково, Солёное и Новый Труд. А также взяты опорники возле трассы на Котлино из Красноармейска, что означает перерезание части логистики врага.
Кстати, о логистике. Натурально сенсацией стало «оживление» в новогодние праздники линии боевого соприкосновения у Воздвиженки, севернее Прогресса. Фронт там стоял без малого год со взятия Авдеевки. И вот теперь штурмом взята Воздвиженка, а также развязка на трассе Димитров – Константиновка. Плюс идут бои за Водяное Второе. В целом это означает пролом рубежа обороны, который ВСУ строили перед трассой.
В дальнейшем это открывает возможности движения на Новую Полтавку и выход к истоку реки Полтавки. Перед действиями по освобождению Димитрова нам необходимо решить проблему украинского выступа севернее Очеретина после завершения освобождения Дзержинска.
Дзержинское направление
А там под контролем ВСУ осталось не более 10% города, хотя бои за 12-й квартал идут ожесточённые. В данный момент там заканчивается зачистка в районе улиц Исторической и Студенческой на северо-западе города. Также наши войска двигаются вдоль улицы Грушевского на востоке и в кварталах рядом с посёлком Крымское. Под контролем врага сейчас сохраняются квартал за железной дорогой по улицам Яблочкова и Доватора, часть шахты Торецкой и кладбище между Дзержинском и Леонидовкой. На кладбище они, кстати, могут остаться навсегда. Мы возражать не будем.
В остальном – организованной обороны ВСУ в Дзержинске больше нет. Город вернётся в родную гавань в ближайшее время.
Артёмовское направление
С Артёмовского фронта поступают данные о том, что наши войска полностью взяли под контроль микрорайон Северный в Часовом Яре, от улицы Юности вплоть до Леси Украинки, и часть микрорайона Десятка, включая вокзал города. Сейчас боевые действия разворачиваются в районе Новосеверный, в квадрате улиц Славянская, Вокзальная и переулка Добролюбова.
Также напряжённая обстановка складывается вокруг района огнеупорного завода. Появились данные о том, что нацисты смогли вернуть себе часть позиций на заводе. Однако в районе дома отдыха завода «Огнеупор» ВСУ оказались зажаты в лесном массиве. По слухам, на территории есть бункер, ведущий на сам завод. Тут плотное кольцо и противнику выставлен ультиматум: либо смерть, либо плен. Как правило, нацисты выбирают второе, даже когда идут в самоубийственные атаки, как было в Курской области под Рождество.
Курская область
5 января, выбрав, пожалуй, самую ясную погоду из всех январских дней, нацисты на большом количестве бронетехники при поддержке дронов попытались совершить прорыв по направлению к Большому Солдатскому. Штурмовики дали бой врагу в районе хутора Бердин. Несмотря на разговоры про какую-то сверхмощную систему РЭБ, российские бойцы, помимо полученных разведданных о подготовке наступления, смогли перестроиться под частоты, которые глушил противник, и наши дроны летали на новых протоколах. В итоге технику и пехоту уничтожали буквально как в тире. Особенно отличился спецназ «Ахмат», группы Аида и Питерского. Потери противника составили свыше 150 военнослужащих, 4 танка, 2 боевые машины пехоты, 16 боевых бронированных машин и инженерная машина разминирования. Сообщения врага о хотя бы частичном присутствии в хуторах Бердин и Новосотницкий не соответствуют действительности. Штурмовые группы противника полностью уничтожены.
Более того, пользуясь растерянностью врага после неудачной контратаки, наши войска совершили рывок сразу с нескольких флангов по направлению к Судже. Во-первых, была освобождена большая часть Махновки. Во-вторых, двумя параллельными ударами проломлена оборона врага в Николаевке и Старой Сорочине, в предместьях Малой Локни. В-третьих, полностью освобождено Русское Поречное, а половина Черкасского Поречного перешла в серую зону. Там сейчас продолжаются бои.
Безусловно, судя по данным разведки, противник пойдёт в контратаки на других участках приграничья Курской, Брянской или Белгородской областей. Однако итог будет таким же: людские потери, сгоревшая техника и пленные бусифицированные бедолаги, сдающиеся в плен при первой удачной возможности.