Гостей не ломят: мало ли у нас прав на защиту своего жилища
Об идеях поправок к закону о самообороне – обозреватель «Абзаца» юрист Роман Носиков.
Для общества вопрос о самообороне – один из самых интересных. Он, с одной стороны, привлекает повышенное внимание, потому и звучит часто с политических трибун. А с другой – это тема вечных дискуссий профессиональных юристов.
Велик соблазн заинтересованных лиц привести толпу на этот научный диспут и решить спор в свою пользу с помощью скандала, а не компетентности. Кстати, именно так когда-то гомосексуальность на Западе исключили из списка заболеваний.
Даже для специалиста вопрос самообороны невероятно сложен. Вот классический пример.
Два преступника проникли на территорию частного владения с целью получения долга. Должник первым выстрелом убил одного, вторым ранил другого, а потом подошёл к этому уже беспомощному человеку и добил его третьим выстрелом.
Во времена, когда я был студентом, задача решалась элементарно. Третий выстрел не был направлен на предотвращение непосредственной опасности, а следовательно, не может считаться самообороной и должен рассматриваться как умышленное убийство.
Однако жизнь сложнее учебников. Какова роль жертвы убийства в организации нападения? Была ли вероятность того, что этот человек, останься он жив, предпринял бы ещё одну попытку добраться до дома оборонявшегося?
Следующий вопрос: пытался ли оборонявшийся прибегнуть к помощи правоохранительных органов до нападения? И если да, сделали они что-то для предотвращения или были пассивны?
Все эти обстоятельства, как правило, в наших судах до рассмотрения даже не доходили. Суд решал дело по учебнику.
Новые нормы самообороны поправят дело, но так и не заставят судей изучать обстоятельства, которые могут усложнить решение, а значит, возложить на них дополнительную ответственность.
Изменения в законе спровоцируют (так обычно и бывает) какой-нибудь другой сорт злоупотреблений. Например, возникнут провокации проникновения на частную территорию, чтобы сымитировать самооборону.
Для преступника буквально всё из мира честных людей является орудием: вилы для сена, охотничья винтовка, собака. И даже сам закон. Именно в злонамеренном использовании – природа преступлений.
Человек никогда не создаст идеала ни в чём. Не будет ни в какой стране и идеальной системы борьбы с преступностью.
С этим просто придётся смириться. Но руки опускать не будем.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.