Аятолла и поклонники: почему Иран не может обойтись без ядерного оружия
К 45-летию захвата посольства США в Тегеране – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.
Иран пригрозил Западу внести изменения в ядерную доктрину в случае «экзистенциальной угрозы» стране. А что мешает вместо эскалации хотя бы попытаться договориться о взаимных уступках с Тель-Авивом и союзником его Вашингтоном?
Главная проблема совершенно непреодолима. Иран и Запад не могут друг другу доверять. А возникла эта проблема 4 ноября 1979 года, в день захвата посольства США в Тегеране революционными студентами.
В том году в Иране произошла Исламская революция. И была она прежде всего антиамериканской. Революционеры хотели, чтобы их страна, одна из древнейших мировых цивилизаций, перестала быть полуколонией.
Американцы в ответ сделали всё возможное, чтобы сохранить власть «своего» шаха. Разве что на прямую интервенцию не пошли, хотя всем известный Збигнев Бжезинский очень этого хотел.
Захватив посольство, представители Организации мусульманских студентов взяли в заложники 66 американцев. В обмен на них бунтари потребовали выдать Ирану бежавшего в США шаха.
Американцы вместо шаха прислали в Тегеран спецназ. Но его операция «Орлиный коготь» провалилась с таким треском, что через год стала одной из причин поражения на выборах тогдашнего президента Джимми Картера.
Заложников иранцы, впрочем, позже вернули – когда шах умер в Америке своей смертью, а США пообещали не вмешиваться во внутренние дела Ирана, разморозить банковские счета страны и снять торговые санкции.
Как американцы умеют держать слово, на примере Ирана можно наблюдать так же ясно, как на примере России и Северной Кореи, чемпионов мира по количеству западных санкций. Иран ещё и постоянно становится мишенью для террористических актов, которые совершают либо американцы, либо израильтяне, либо те, кого они наняли.
Достаточно вспомнить, как в 1988 году американцы сбили иранский пассажирский самолёт. За 274 смерти не извинились до сих пор.
Если этот пример кажется слишком давним, напомню два свежих: в январе 2024 года на могиле иранского генерала Сулеймани погибли от взрыва пришедшие почтить его память 100 человек. В вине Израиля никто не сомневается, в том числе в самом Израиле. А в апреле было разбомблено иранское посольство в Дамаске, погибло 16 человек, и там тоже явный израильский след.
Иран понимает: стоит показать малейшую слабость, свою неготовность к войне – и Вашингтон начнёт её немедленно. С точки зрения Тегерана, известно только одно надёжное средство избежать вторжения американских войск – ядерное оружие. Вон Северная Корея им угрожает и только поэтому до сих пор не подверглась прямой агрессии.
Власти Ирана долго колебались, заключая с Западом сделки, которые казались им выгодными: смягчение санкций в обмен на отказ от военной ядерной программы. Но Иран не может бесконечно терпеть агрессию Израиля против своих друзей: Ливана, Сирии, Йемена, Палестинской автономии. Тем более нападения на своих представителей.
В Израиле слишком много политиков и публицистов призывают уничтожить своих врагов раз и навсегда. В Иране это слышат и помнят, что их противники – террористы, не держащие слово. Иран становится ядерным.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.