Над пропастью рыжий: почему Чубайса лучше оставить в эмиграции
О предложении экстрадировать беглого хозяйственника – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.
Скажу непопулярное, не соответствующее вашим ожиданиям, социально не одобряемое: России не нужно требовать возвращения Анатолия Чубайса.
И судить его не нужно, и сажать не стоит. Не потому, что Чубайс ни в чём не виноват, а как раз по прямо противоположной причине.
Тридцать лет я слышу из разных уст крылатое «во всём виноват Чубайс». И даже помню, как и все мои ровесники, в чём именно он виноват. Во введении ваучеров, то есть в грабительской приватизации. И в бесчестной победе Бориса Ельцина на президентских выборах 1996 года.
Я помню, что было с Чубайсом потом: интервью в самолёте, где он вдруг примерил на себя чужую роль и сообщил, что на чеченской войне возродится русская армия. Кадры из другого самолёта – на нём либеральный «Союз правых сил» пролетел как фанера над Парижем на выборах в Госдуму.
Помню Чубайса во главе раздербаненного РАО «ЕЭС России» и в «Роснано». И про нынешнего Чубайса тоже кое-что помню: «институт», он же «Центр изучения будущего России», который Анатолий создал в Израиле. Он уже успел предложить то ли нам, то ли своим спонсорам образ этого будущего, вплоть до персонального состава либерального правительства, с Козыревым в МИД и премьером Ходорковским*.
Чубайс всегда был живым символом западной борьбы против России. И знаете что? Этот символ был мерзким, отвратительным, нелепым, пародийным, никому по большому счёту не страшным (настоящий Чубайс многим знавшим его лично казался страшным, но сейчас не о том). Образ этот отлично работал и до сих пор работает против западных попыток «исправить» Россию. Против либеральной идеи. Против всего того, что сам Чубайс, видимо, считает правильным.
Таких людей, дискредитирующих одним своим видом всё, что для них ценно, на самом деле не очень много. Их надо беречь.
Я вовсе не отрицаю, что с именем Чубайса связано множество, скажем мягко, неприглядных историй, которые, вероятно, можно поставить ему в вину не только с точки зрения морали. Как там президент Владимир Путин говорил: «Я не понимаю, что он удрал? Там, понимаете, может быть связано ещё с тем, что идут сложные процессы в этой структуре нанотехнологий, которую он возглавлял долгие годы, и там большая дыра, огромная финансовая дыра, большие цифры».
Но, какие бы там ни были цифры, Чубайс, пародийный опереточный злодей, куда полезнее нам на воле в эмиграции, чем на скамье подсудимых или отбывающим наказание.
Он сейчас живое – и пусть живёт сто двадцать лет! – олицетворение либералов, «демократов», «западников», «людей с хорошими лицами».
Глядя на некоторых других беглецов, начинаешь опасаться их возвращения. Легко представляешь, что они теоретически кого-то в России могут соблазнить, сагитировать. Но достаточно посмотреть на Чубайса – и любые страхи снимает как рукой.
Это не может больше прийти к власти. Это не будет показывать нам дорогу. Это тень сброшенного морока. Это всё проиграло, а мы на правильном пути.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
*Признан иноагентом в РФ.