рубрики

Обитель проката: как мы привыкаем к электрическим самокатам на улицах
Фото © Владимир Андреев / Абзац

К окончанию московского сезона кикшеринга – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.

Не знаю, кому как, но мне будет их до весны не хватать. Выходил из метро, брал в аренду – и через две минуты дома. Стоит поездка недорого, работает сервис круглые сутки, пробки не страшны.

Но понимаю я и тех, кого самокаты достали. То есть не сами эти «средства индивидуальной мобильности», а некоторые из передвигающихся на них людей. Подростки, бывает, гоняют с пугающей скоростью, заставляя граждан жаться к стенам.

Самокатчики стали тем явлением, против которого объединились пешеходы и водители. Требуют запретов. Конечно, это проще всего. Но мне кажется, что пользователи прокатных самокатов стали козлами отпущения за все малые средства передвижения граждан: от велосипедов до моноколёс.

Обитель проката: как мы привыкаем к электрическим самокатам на улицах
Фото © Владимир Андреев / Абзац

Самокаты в этом ряду – точно не главное зло. На прокатных самокатах стоит ограничитель скорости. А владельцы моноколёс, облачённые в шлем и защиту, порой развивают на тротуарах скорость выше 40 км в час.

Если посмотреть на статистику ДТП, первыми под запрет должны попасть легковые автомобили. И прежде всего машины каршеринга, которыми пользуются водители-новички, забывшие выучить ПДД.

Следом надо бы запретить курьеров на электрических мопедах. Они ездят куда быстрее самокатчиков и в аварии попадают гораздо чаще – после 14 часов работы просто засыпают за рулями тук-туков.

Но вряд ли общество потребует уменьшения числа курьеров. Как же нам жить без срочной доставки еды?

Сложно справиться также с владельцами скутеров или с хамскими манерами некоторых автомобилистов. А прокат самокатов пусть отдувается за всех.

Обитель проката: как мы привыкаем к электрическим самокатам на улицах
Фото © Владимир Андреев / Абзац

Самыми активными сторонниками его искоренения выступают те, кому просто не нужны «средства индивидуальной мобильности», – наши депутаты. Их возят служебные автомобили.

Но статистика кикшеринга (прокат самокатов) в Москве говорит сама за себя: в этом году электрическими самокатами воспользовались 4 млн человек – почти каждый четвёртый житель. Спрос на самокаты вырос втрое.

Операторы кикшеринга, несмотря на все недовольства, намерены развивать бизнес. По их прогнозам, количество пользователей самокатов вырастет в 2025-м минимум ещё на треть. Но, разумеется, самокатчики не должны ездить так, как им вздумается. Нужно искать выход: вводить правила и требовать их соблюдения, создавать систему страхования и компенсации ущерба.

Обитель проката: как мы привыкаем к электрическим самокатам на улицах
Фото © Владимир Андреев / Абзац

И главное – кикшеринговые сервисы должны ужесточать доступ нарушителей к своим самокатам. Почему бы, например, не ввести и рейтинг самокатчиков: тем, кто соблюдает правила, уменьшать ставку аренды, а лихачам – повышать.

Но куда больше правила нужны не арендаторам, а частным владельцам самокатов. По данным ГИБДД, более 70% самокатных ДТП происходят с их участием. Ведь у них не ограничена скорость.

Так что решать проблему «бешеных самокатчиков» можно и нужно не только путём запретов.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем