Мао не покажется: как «страна синих муравьёв» стала сверхдержавой под названием КНР
К 75-летию образования Китайской Народной Республики – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.
Если более чем пятитысячелетнюю историю китайской цивилизации представить в виде суточного цикла, то всё существование современной КНР уместится где-то в 15 минут. А уж нынешний этап процветания и мирового лидерства – и вовсе в пару мгновений. Ведь большая часть истории Китайской Народной Республики – это бедность, голод, репрессии эпохи культурной революции и тяжёлый труд с системой уравниловки, когда из-за одинаковой одежды, положенной всем гражданским сословиям, Китай на Западе презрительно именовали «страной синих муравьёв».
Наверное, именно поэтому в Пекине сегодня к своим успехам относятся очень сдержанно и философски. «Сверхдержава номер один», «самая богатая», «самая большая по населению» – это всё красивые эпитеты из зарубежной прессы. В партийной же «Жэньминь жибао» заголовки подчёркнуто скромны: достигнуты определённые успехи, в честь праздника в городах сняты последние ограничения на покупку жилой недвижимости, что стало значительным шагом для выполнения плана партии по построению среднезажиточного общества.
Никакого мирового господства – оставьте, ради Конфуция, все эти фанаберии европейцам. У Китая своё понятие о мировых процессах, когда выбирать подчас приходится из двух зол.
Мало кто в Старом Свете помнит, что ХХ век для Китая наступил раньше всех – ещё в 1911 году, когда борьба против диктата европейских колониальных держав, уже раздербанивших страну на «зоны влияния», привела к падению императорской династии Цинь и к революции, получившей название Синьхайской. Счастья это не принесло никому – в Китае настали четыре десятилетия кровавой смуты, гражданской войны и варварской агрессии Японии, унёсшей жизни более 35 миллионов человек.
И даже победа над Японией не принесла в истерзанную страну мира. Как только интервентов прогнали, началась очередная смута в стане победителей. Коммунистическая партия Китая (КПК) была объявлена вне закона, в ответ лидер коммунистов Мао Цзэдун призвал сторонников уйти в подполье и на местах создавать советские районы. Тогда в Китае возникло более десятка советских районов с населением в несколько миллионов человек.
Кровопролитная борьба двух Китаев – уже третья по счёту гражданская война – продолжалась несколько лет. В итоге с помощью СССР Народно-освободительная армия Мао разгромила более 50 дивизий гоминьдановцев, обученных военными инструкторами США. Ещё два десятка дивизий перешли на сторону КПК, остальные же бежали на остров Формоза – нынешний Тайвань.
1 октября 1949 года победители провозгласили в Пекине создание новой Китайской Народной Республики. Советский Союз первым признал её.
Впрочем, дальнейшие наши отношения тоже были непростыми – от десятилетия дружбы к десятилетиям вражды, взаимной ненависти и соперничества. Но история всё расставила по своим местам. Как говорил Конфуций, иногда ошибку стоит совершить хотя бы ради того, чтобы знать, почему её не следовало совершать.
И, честно говоря, быть в союзных отношениях с Поднебесной для России – это не только самый естественный, но и самый мудрый выбор.
Ведь в ином случае ей грозила бы судьба Украины, то есть перспектива стать пушечным мясом на американской службе для сдерживания Китая.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.