C ковром и злом: как иноагент Козырев* умиляется английской нищете
О двойных стандартах отношения к бедности – обозреватель «Абзаца» Ольга Кирова.
Не секрет, что многие сбежавшие на запад медийные персоны подрабатывают экскурсоводами, отбивая хлеб у местных. Кто-то водит группы по Венеции и Риму, кто-то пускается в алкотуры по Испании.
Не стал исключением и музыковед Миша Козырев. Экскурсия в Ливерпуль с посещением домов Леннона и Маккартни обошлась любителям «Битлз» в 450 фунтов с человека.
«Очень простые домики с маленькими комнатами, послевоенные постройки конца сороковых, – сообщает Козырев. – В гостиной у семьи Маккартни пол застелен тремя ковриками, потому что денег на ковёр не хватало».
А может быть, семья Маккартни просто не считала нужным покупать большой ковёр и им нравились маленькие коврики? А деньги у них были, но они тратили их на культурный досуг? Не проецирует ли новоиспечённый гид по Ливерпулю свои собственные детские комплексы на окружающих?
Тема ковров неисчерпаема, как атом. Сколько обличительных постов написано в интернете по поводу убогого советского быта. Ах эти вечно нищие люди, они так берегли свои ковры, что не ходили по ним, а вешали на стены и передавали в наследство своим детям. Да, конечно. Но у них эти ковры хотя бы были.
Забавно, когда музыкальный критик акцентирует внимание на тряпье. Мог бы что-нибудь подуховнее загнуть: в это окно смотрел юный Пол, будущий великий музыкант, а по этой лесенке он весело бежал в школу. А так получается какая-то утилитарно понятая строчка из Ахматовой: когда б вы знали, из какого сора растёт Michelle, не ведая стыда.
Но отсутствие ковра – это полбеды. Там, в Ливерпуле, ещё с обоями не всё гладко: «Лоскутные обои, потому что денег хватало только на обрезки от рулонов».
Да уж. Опять нехватка денег. Тяжело и беспросветно жили простые англичане. Но зато у них продавались обрезки обоев. И каждый трудящийся мог купить себе кусочек обеспеченной жизни. Как они попадали в магазины, интересно? Английские богачи сдавали туда остатки после ремонта? У хорошего хозяина ничего зря не пропадает.
Есть и то, что роднит великих музыкантов с нашим советским прошлым. Папа Маккартни «сделал звукоизоляцию в комнате, где репетировали подростки, картонными квадратными коробками из-под яиц». Хотя звукоизоляционные свойства яичных лотков сильно преувеличены, технология действительно была взята на вооружение советскими меломанами, а поскольку пришла она именно с Запада, миф о чудодейственных свойствах этого материала жив до сих пор.
Вывод Козырева, сделанный после посещения скромного жилища обычной английской семьи середины прошлого века, потрясает глубиной и мудростью: «Никаких закономерностей нет в том, где рождаются гении». Сразу ясно, что перед нами редкого ума человек, интеллектуал и мыслитель. А так бы мы думали, что гении рождаются только во дворцах. На худой конец, в каких-нибудь особняках семнадцатого века с большими коврами и одинаковыми обоями.
Увлечение историей и культурой других стран и народов в среде релокантов можно только приветствовать. Возможно, эти люди, большую часть жизни невыносимо страдавшие в чуждой для них среде, наконец-то найдут себя и обретут душевное равновесие.
А главное, отстанут от нас навсегда.
Как пел Владимир Семёнович: «И не интересуйтесь нашим бытом – мы сами знаем, где у нас чего».
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
*Признан иноагентом в РФ.