Лобби кушает: почему Грузия так часто протестует
О преодолении вето на закон об иноагентах – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.
Когда речь заходит о грузинской демократии, часто всплывает фраза покойного Джабы Иоселиани – политика, литератора и вора в законе: «Демократия – это вам не лобио кушать».
Домашний располагающий тон, принятый в грузинском истеблишменте, говорит о характере общества в целом. Хорошие люди отстаивают самобытность. Грузия этим выделялась в пёстрой семье культур СССР.
Свободолюбие и отвага наряду с коррупцией и замшевыми пиджаками сформировали облик горячего кавказца. И этап «восстановления независимости» озарили вспышки экспрессии, гнева, иногда стрельбы.
Уровень жизни в Грузии рухнул при обретении государственности – это составило фон политической жизни. Несколько президентов сметены народным гневом: был летальный случай (Гамсахурдия), бегство из страны (Шеварднадзе) и тюремное заключение (Саакашвили). Не лучший финал, похоже, ждёт и нынешнюю президентшу Зурабишвили.
Традиции демократии в Грузии и Закавказье давние, в основном социал-демократические. Плеяда революционеров (большей частью меньшевиков) вошла в историю революций начала прошлого века. В царской Думе Кавказ представляла целая коалиция, где первый дудук играли грузины.
Славными их тогдашние дела назвать, впрочем, сложно. Ираклий Церетели – тот, кому оппонировал Ильич фразой «Есть такая партия», – отметился на посту министра почт и телеграфов попыткой сдать Новороссию самозваной Раде Украины. Временное правительство было поражено такой наглостью и ушло в отставку. А большевикам подход понравился.
Вероятно, традиции безответственных политиков прошлого привели к «экспериментальному характеру» и нынешней грузинской системы. Политики страны считают себя более западными, более просвещёнными, чем соседи.
Вспомним рассуждения бывшей представительницы золотой молодёжи Грузинской ССР, как она с друзьями смотрела новые американские фильмы в годы, когда для Страны Советов они были недоступны. Смотрели, кстати, во Дворце культуры КГБ.
Снобизм этот уже приводил Грузию к гражданской войне, отделению от неё целых народов со своей землёй.
А что же сейчас? Новый виток демократии по-имеретински? С двойным сулугуни?
Парламент конфликтует с президентом. Демонстранты, отстаивающие интересы западных спецслужб, выступают против парламента. Цветомузыка светошумовых гранат полиции разгоняет толпу. Что происходит?
Сложный извилистый путь ведёт грузинскую демократию от лобио услужливых духанщиков, от тёрок в серных банях к постоянной работе.
Грузинская мечта о демократии прекрасна. Горячо она бьётся в каждом сердце – от князя до вора (часто одно и то же лицо). А законы – об иноагентах они или о том, как кушать лобио, – раздражают общество всегда. Кавказское – втрое сильнее.
Однако процесс идёт, Грузия меняется. Возможно, когда-нибудь дойдёт до положения, в котором крикливые оппозиционеры и правящая партия станут совместно решать проблемы страны и общества.
Точка зрения автора может не совпадать с позиции редакции.