«Иглы» закончились: почему Харькову будет лучше без телебашни
Об обрушении самого высокого строения города – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.
Нет сомнений, что башня использовалась противником в военных целях: связь, наблюдение, координация террористических атак. Но я хочу обратить внимание на другое.
Высотное строительство, сложные инженерные сооружения служат демонстрацией развития общества. Так повелось с древних времён.
Харьковская телебашня – пятая по высоте на территории бывшей УССР. Как и другие подобные, сооружена на пике цивилизации, в советский период.
Харьковская «игла» уступала по высоте киевской и донецкой почти в полтора раза. И всё же 240 метров – серьёзное достижение. Такими строениями гордятся, размещают их фото на открытках и плакатах. Высокие пики, пронзающие небо, олицетворяют мечту.
Конечно, украинским успехам в высотном строительстве далеко до дубайских или московских. Труба пониже.
Но и такие небоскрёбы – предмет вожделения. Вознестись – этап личного успеха. В период недолгой независимости в Киеве возводились другие высотки – деловые и жилые – для удовлетворения психологических комплексов нуворишей. А хозяйственная система тем временем пересела на иглу зависимости от западных кредитов и субсидий.
Телевизионные трансляции были главным назначением башни. Промывка мозгов телезрителей всенощными марафонами.
Украинское телевидение – провинциальный клон российского. Форматы и манера подачи те же, что возникли в годы Горбачёва на телевидении советском. Именно они сломали стройное движение общества, внесли хаос в понимание страны, общности, нашего пути. «Новое мышление» потребовало карнавала и новой демагогии. Допустим, она и в пропаганде КПСС была, но хотя бы опиралась на выношенные за десятилетия ценности.
Пропаганда «первой клубники в шесть утра» и «кружевных трусиков» – не изобретение Майдана, а продолжение советской телевизионной и культурной политики конца 1980-х. Украинское телевидение застряло в том времени.
Харьковская башня, построенная в 1981-м, продолжала служить размягчению мозгов украинцев и спустя 40 лет. Обвешенная икебанами разведывательной аппаратуры, вчера она не выдержала напряжения. Не нашла себе места в новом мире, где теснят неонацистов на линии соприкосновения.
Пала башня Харькова под тяжестью греха режима ряженого лицедея и его команды находчивых подлецов.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.