Его война: что обсудит в Москве президент Венесуэлы
О скором визите Николаса Мадуро – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.
Повестка визита ещё не объявлена, но ясно, что речь пойдёт о главном для лидера Венесуэлы – подготовке военной спецоперации.
Помните, был такой потешный человечек Хуан Гуайдо, которого в Вашингтоне назначили править Венесуэлой вместо законного президента? Вот и в США его давно не вспоминают, признав победу Мадуро и российской дипломатии. И тем не менее не спешат возвращать Венесуэле похищенный золотой запас и украденные деньги её государственной нефтедобывающей компании.
Обобрали страну до нитки, а на все вопросы делают непонимающее выражение морды: «Какие деньги? Это социалист Мадуро довёл экономику до ручки».
И Мадуро со всей рабочей прямотой придумал, как вызвать Запад на диалог. Вспомнил о претензиях Венесуэлы на западный берег реки Эссекибо.
Для всякого венесуэльца Эссекибо – символ британского колониализма и национального унижения.
Когда Венесуэла в 1811 году объявила о своей независимости, английские колонизаторы применили модель «расчленяй и властвуй», которую потом с успехом применили в Индии, выделив из неё Пакистан.
От Венесуэлы сотню лет назад оторвали огромный кусок площадью 160 тысяч кв. км. Британцы присоединили его к своей колонии, известной ныне как независимая Гайана, – англоговорящая и входящая в Содружество наций, патронируемое Лондоном.
Венесуэла всегда продолжала считать эту территорию своей. И в конце прошлого года Мадуро провёл референдум в защиту притязаний на спорные территории. Подавляющее большинство граждан проголосовало за присоединение региона к Венесуэле.
После этого Мадуро подписал закон о возвращении спорных районов в состав страны. И – барабанная дробь! – дал всем иностранным нефтяным компаниям (прежде всего «дочке» американской Exxon Mobil) три месяца, чтобы убраться с территории его страны.
И вот срок ультиматума подошёл к концу. Запад проигнорировал все угрозы, и Мадуро нужно решить, что он сделает дальше.
Не исключено, что Каракас выберет силовой вариант установления суверенитета над спорными районами. Эта задача по силам армии Венесуэлы – военный потенциал двух стран несопоставим, а внимание мирового гегемона и так разрывается между Украиной и Газой.
Такой поворот событий может быть выгоден России. Успех Венесуэлы станет сигналом для деколонизации всей Латинской Америки.
Хотя война – всегда горе, а застарелых территориальных споров вокруг нефтеносных районов планеты столько, что лишь тронь.
Не сомневаюсь, что американцев эти соображения не остановили бы ни на секунду. Они готовы весь мир утопить в крови ради своей гегемонии.
Но мы не они. Мы слишком хорошо знаем цену пролитой крови.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.