Сенегал под глазом: почему Украине и Европе следует поучиться демократии у Африки
О том, какой пример западным демократиям продемонстрировали президентские выборы Сенегала, – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.
Бахвальство президента Французской Республики Макрона явно перехлёстывает через край евроатлантической смелости. Европейские бюрократы напуганы его воинственным кудахтаньем куда сильнее, чем побитая им на камеру груша. Кирпич не даёт сдачи, о чём знают зрители кунг-фу боевиков 80-х. Однако Макрону прилетело.
Прилетело опять оттуда, откуда и раньше он получал оплеухи, – из бывших африканских колоний Франции, которые в 21-м веке оставались источником большой части доходов, держащих экономику республики на плаву. По очереди отваливались от жирокомбината, дающего французам спокойную и развесёлую жизнь, ЦАР, Мали, Нигер… И вот теперь – Сенегал.
Нужно отметить, что сенегальская демократия крепка и стабильна. Как бы смешно это ни звучало для невежественных пошляков и снобов, считающих, что демократические традиции присущи лишь странам Запада.
Только намёк на отмену или «перенос выборов» в стране вызвал взрыв негодования настолько сильный, что тогдашний президент Сенегала Маки Саль вынужден был уступить. Его поведение тоже указывает на приверженность демократии. Он не решился покрыть себя позором обвинения в узурпации власти.
Того же нельзя сказать о светоче сегодняшнего Запада – киевском режиме. Зеленский совершенно в традициях неразвитых демократий (то есть откровенных деспотий) 20-го века выборы пытается отменить. Не может. Не имеет полномочий. Но пытается.
Отменить конституцию на Украине нет никакого права ни у кого. Любой, кто попробует это сделать указом или решением, силой или гнусавым бубнежом в вечернем обращении к самому себе, автоматически становится по закону преступником – узурпатором. Прокуратура немедленно должна выдать ордер на его арест и заключение под стражу. Но это Киев – там творится целый комплекс преступлений против своего же народа уже десять лет.
В Сенегале не так. Да, силовая акция (по сути, репрессии) против оппозиционных политиков имела место. Была произведена и попытка привлечь парламент страны для приостановки электорального цикла – по выражению киевского комедианта, «поставить конституцию на паузу». Однако сами же правящие круги Сенегала отказались от этой идеи, встретив сопротивление. Очевидно, что даже коррумпированные и падкие на западные подачки элиты Сенегала больше дорожат своей страной и народом, чем киевские «демократизаторы».
Чтобы избежать столкновения и бунтов, Маки Саль согласился провести выборы, лишь немного отдалив их дату от традиционных сроков. Но парламент и здесь переплюнул президента, показав себя хранителем демократии: он назначил выборы немедленно.
В результате победу одержал Бассиру Диомайе Фай, ближайший соратник лидера оппозиции, очень популярного политика Усмана Сонко. Почему не сам Сонко? Он отказался нарушать решение суда, запретившего ему лично принимать участие в выборах.
Уважительное отношение к приговору, пусть и вынесенному в условиях жёсткой борьбы и явно политически мотивированному, восхитительно и совершенно непонятно в таких частях света, как Западная Европа, остатки Украины и антироссийское либеральное подполье. Выходит, что даже несправедливо пострадавший от репрессий лидер оппозиции чтёт законы страны.
На нарушении законов и явном игнорировании мнения большинства построена вся «борьба» либеральной прозападной клики в России. Чем более оскорбительно они ведут себя по отношению к народу и закону, тем выше их рейтинг во внутрипартийных списках эмигрировавших паразитов, изображающих из себя политический класс. В Африке люди разумнее и грамотнее.
А что Макрон? Макрон утирается после ожесточённого поединка с боксёрской грушей, получив очередную оплеуху в Сахели. Ретуширует свои фоточки для гламурных изданий.
Теряя берега и края, Макрон не может понять, что страны, которые он считал осколками французской колониальной системы, становятся самостоятельными и суверенными, именно потому что в метрополии у руля находится некомпетентное и неразумное руководство, не способное к демократии и толковому ведению хозяйства.
Французская колониальная денежная единица, навязанная бывшим колониям, в том числе и Сенегалу, по заявлению нового президента африканского государства, будет отменена. Как символ и как инструмент порабощения.
Система, дававшая несправедливое распределение национальных богатств Африки в пользу европейских колонизаторов, рушится на глазах. Это новая Африка. Африка, которая способна превзойти Европу и её марионеточные режимы даже в такой исключительно европейской сфере, как демократия.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.