Обожраться и не жить: почему фильм «Большая жратва» лучше смотреть до новогодних трапез
К 50-летию скандальной ленты Марко Феррери – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.
Сатирическая картина, удостоенная приза Каннского кинофестиваля, – действительно шокирующая, эпатажная и притом простая по языку. Её даже не надо растолковывать, она ясна как погожий день. И была она самой популярной работой итальянского нонконформиста (в хорошем смысле) Марко Феррери.
Много натуралистичных сцен, что в 1973 году заставляло вздрогнуть, а ныне смотрится достаточно целомудренно.
Звёзды первой величины: Мишель Пикколи, Марчелло Мастроянни, Филипп Нуаре и Уго Тоньяцци. Каждого героя зовут настоящим именем актёра. Есть ещё примкнувшая к ним Андреа в исполнении Андреа Ферреоль, но она не в счёт.
Четверо давних друзей возрастной категории 40+ – они буквально зажравшиеся европейцы – решают свести счёты с жизнью специфическим образом. Не то чтобы хоть у кого-то из них был какой-то выпуклый повод – ни личных трагедий, ни неизлечимых заболеваний на последней стадии. Просто им всё обрыдло. Мол, не к чему стремиться, всё уже было и таким же останется.
Все четверо холосты и бездетны. У каждого свой скелет в шкафу, своя девиация. Каждый исчерпал лимит новизны физиологических удовольствий, а ничего более сложного так и не научился понимать. Вернее, есть у них тоска по чему-то вышнему, но она не осознаётся.
В общем, все четверо – несчастные птенцы общества потребления. И покончить с собой решают таким вот извращённым способом – посредством обжорства. То есть довести себя до смерти от переедания.
Они собираются в роскошном доме одного из них, объедаются деликатесами и позволяют себе расслабиться по части прочих утех. Под занавес представления дорогостоящий особняк начинает напоминать отхожее место.
Не обойдусь без спойлера. Каждый из них добьётся своего: шеф-повар дорогого ресторана, телемагнат, лётчик и судья. Никто не спасётся ни в прямом, ни в переносном смысле. Спасать, по сути, в этих людях давно уже нечего.
Кончина каждого окажется символически тождественной его жизни. Смерть будет тягостной, жутковатой и постыдной.
А когда никого из них не останется, всё новые машины доставки еды будут прибывать и сбрасывать заказанную еду к порогу особняка, ставшего некрополем для заблудившихся в лабиринте западного общества.
Будете смотреть – не забудьте что-нибудь заказать себе с доставкой. Лёгкое.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.