Снос к сносу: почему нам трудно понять демонтажи памятников
Уничтожение монумента Советской армии в Софии комментирует обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.
Маниакальное стремление избавиться от памятников, так или иначе связанных с русскими. В другом болгарском городе – Пловдив – тоже хотели сносить знаменитого Алёшу, трижды. Но народ его отстоял. И Верховный суд Болгарии вынес решение в его защиту.
А в Киеве на днях снесли памятник Николаю Щорсу. Похоже, дикари и вправду считают, что скульптуры, доставшиеся от высокоразвитой культуры, обладают мистической силой. Месяц назад памятники Пушкину в Киеве, Житомире, Харькове и Одессе были изъяты из реестра культурного наследия.
– Вам исключительно повезло, вы хотели посмотреть древний красивый обычай. Завтра на рассвете. Вы сможете не только посмотреть, но и сами участвовать.
– А как называется этот обряд?
– Снос памятника Пушкину. Нет, вы не подумайте, Пушкин сам мечтает, чтобы его снесли.
Не так в более цивилизованных странах. В Израиле, к примеру, музыку Рихарда Вагнера не исполняют. Он и вправду был антисемитом задолго до того, как стал любимым композитором фюрера. Но стоял бы какой-нибудь памятник Рихарду Вагнеру на Земле обетованной со времён британского владычества – вряд ли бы его тронули. Уж больно по-дикарски.
Зато немецкие нацики любили осквернять памятники и публично сжигать книги. Война с прошлым – вообще очень нацистское дело.
Нам хочется думать, что это от бессилия. Дескать, проигрывают войну и вымещают злобу на памятниках. Как в сердцах стаканом о стену вмазать. Но, увы, так смотрим мы с цивилизационных позиций. А там всё проще и сложнее.
С одной стороны, и вправду инфантильность – избивать дверной косяк за то, что тот тебя ударил. С другой – возможно, они и вправду верят в какое-то шаманство, а бюсты воспринимают вражьими колдовским истуканами. Источниками силы для затаившихся кацапов, к которым приходят они ночами с бубнами и камланиями и наводят порчу на ридну нэньку.
Плохо ещё у нас с этнографией. Про архаические культуры какой-нибудь Экваториальной Африки знаем предостаточно, а в головах наших ближайших соседей не шарим. Там – битва экстрасенсов в разгаре, а мы со своим амперметром.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.