Твой дом с тюрьмой: опасны ли для Грузии русские беглецы
Напуганную гостями президентшу Зурабишвили успокаивает обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.
Президент Саломе обнаружила опасность. Угрожают суверенитету Грузии, оказывается, релоканты, прибывшие через Верхний Ларс. Слишком много их. Ведут себя как дома.
В самом деле много? Для нас – крохи. Для Грузии, потерявшей за годы независимости почти половину населения, – целая орда.
«Ведут себя как дома» звучит как разоблачение мифа о кавказском гостеприимстве.
Чувствуют ли релоканты себя так комфортно в Грузии, надо прояснить. Чтобы страхи Саломе Зурабишвили улеглись, не мучили её по ночам.
Вряд ли привыкшим к московскому комфорту с лавандовым рафом покажется домом ветшающий Тбилиси, где самое примечательное новое здание – тюрьма.
Но если «как дома» означает критику всего, что видишь вокруг, с кислым лицом – тогда да. Они не стесняются отмечать ущербность грузинского быта.
«Либералы», явившиеся на постой, презирают местные обычаи. Хотя сами даже не умеют «готовить долма».
«Как дома», впрочем, могло быть и едким замечанием о таком же обилии хинкальных, как в Москве. Но это уже была бы ирония, а она релокантам чужда. Они живут в очень серьёзном мире, где у каждого очень серьёзная жизненная позиция.
Но и в Тбилиси этой осенью всё всерьёз. Гордый горный народ, полюбившийся всем советским в образе лётчика Сокола, созданном на «Мосфильме», а ещё ранее – в образе чудесного грузина с трубкой и усами, выражает себя теперь другими способами. Уличными протестами – толчеёй, которую представляет себе демократией.
Саму Зурабишвили эти люди, между прочим, тоже считают подозрительной релоканткой. Поминают её французское происхождение и скверное знание грузинского языка. Возможно, тут есть и ревность к даме, выросшей на французской кухне вместо лобио и познавшей другие вина.
Президент Саломе, которую уже ловили за язык – за его недостаточное знание, – предупредила нацию о прибывших с севера, говорящих на «языке врага». Это не метафора, а прямое объявление русских врагами.
Даже в ломаном английском релокантов таится погибель для грузинской идентичности, по мнению президента. Что уж говорить об опасности проникновения русских, владеющих языком на нормальном уровне. Дело национального строительства они поставят на грань краха.
Весь этот духанный лубок грузинской официальной пропаганды, столь же примитивный, как и любые потуги «новых элит» бывшего СССР, парит над серными банями Тбилисо, въедается в плоть редеющего населения. Пропитывает собой новые поколения еврогрузин.
Они уже не претендуют на звание людей гостеприимных. Они претендуют на место в последнем вагоне уходящего во тьму истории поезда западного доминирования.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.