Капитан не имеет отечества: кто и зачем откармливал Фридмана
Отплатить цинизмом вернувшемуся олигарху предлагает обозреватель «Абзаца» Игорь Караулов.
Фридман снова с нами. Сёла рады, веселы грады.
Говорят, из этого можно сделать поучительный «нарратив». Или «кейс». А по-нашему говоря, сказ. «Сказ о том, как Фридман-буржуй Родину полюбил».
В первой части отразим скитания героя. Расскажем, как его, гражданина мира и симпатизанта российской оппозиции, англичане объявили подручным Путина и подвергли невиданным унижениям. Как ему приходилось самому убираться в квартире и ездить в лондонском метро вместе с разноцветным отребьем.
В общем, намучился человек, оттого и переехал в Израиль – мол, братья-евреи не обидят.
Но 7 октября в Израиле случился полный хамас, и Фридман вспомнил, что в стопке прочих паспортов, накопленных за непростую жизнь, имеется российский.
По словам Фридмана, его в Россию «выдавили», а уж как он упирался. Стало быть, не по любви вернулся в наши пенаты.
Россия в этом сюжете – не родной дом, куда явился зарёванный блудный сын, а последнее убежище... хочется продолжить «негодяя», но какой же Фридман негодяй? Он, как водится у бизнесменов его уровня, лишь маленький придаток непомерно раздутого капитала. Человек в каком-то смысле подневольный: куда капитал его поведёт, туда и он потащится.
Капитал не имеет отечества. Кто это сказал: Бисмарк, Раневская? Неважно. К примеру, Карл Либкнехт сформулировал так: «Капитал не признаёт отечества, и при этом он тем менее патриотичен, чем больше заявляет о своём патриотизме».
А ведь чертовски верно сказано. Вспомним «православного банкира» Сергея Пугачёва. Вот уж был и патриот, и даже сенатор. В итоге попал под уголовное дело, бежал за границу. Сразу и православие испарилось, и патриотизм. От российского гражданства отказался, ныне живёт во Франции.
Или вспомним «православных олигархов» братьев Ананьевых, один из которых тоже был сенатором. Качественные были патриоты, бородатые. И ровно та же история: уголовное дело, бегство из страны. Какой патриотизм, о чём вы. Капитал в опасности.
Что уж говорить о Фридмане, который никогда не заявлял о себе как о патриоте. Или о его компаньоне Петре Авене, который ныне прикинулся латышом (но это вряд ли надолго, ибо и его рижские власти непременно «выдавят» в ту же Россию). Или об их компаньоне Алексее Кузьмичёве, которого кошмарит французская полиция?
Логика их поведения была такая: зарабатываем в богатой, но ненадёжной России и вывозим заработанное на Запад, в тот же Лондон, где есть закон, порядок и неприкосновенность собственности.
Оказалось, что они совершенно неправильно понимали своё место в этом мире.
В действительности всё это время они были в роли буратинок, которые выносили золотые из дома папы Карло, чтобы зарыть их на поле чудес в лондонском Сити. Так устроен компрадорский капитализм, ничего личного. Теперь пришла пора золотишко присвоить, а буратинок выгнать взашей.
А ведь они считали себя очень умными людьми. Более того, к их услугам была орда юристов и консультантов с дипломами MBA.
Нынче же и Фридман, и Авен на вопрос, какого чёрта они вбухали столько денег в британскую экономику, в один голос отвечают: «Произошла чудовищная ошибка».
Да не ошибка, а закономерность. Вас же специально для этого и раскармливали.
Конечно, сделать из львовянина Фридмана, упорно подозреваемого в спонсировании ВСУ, верного сына Отечества не удастся. Можно согласиться с теми, кто говорит, что формально российский гражданин вправе перемещаться по всему миру, в том числе заехать иногда и в Россию. Но пожалуйста, не просите нас питать к нему тёплые чувства.
Общество должно относиться к этим олигархам-неудачникам с тем же цинизмом, с каким они относятся к нам с вами. Если вместе с Фридманом и им подобными в российскую экономику вернётся хотя бы часть денег, которые эти буратинки сдуру вывезли, будет здорово. Если для бизнесменов-космополитов Россия станет удобной юрисдикцией, гнать их отсюда не будем. Но героями они здесь себя чувствовать не должны.
Слава богу, у страны есть настоящие герои – на фронте и в тылу, в науке и в искусстве. Люди, живущие и работающие на Родине не потому, что их «выдавили» из фальшивого зарубежного рая.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.