рубрики

И Росатому, и усатому: в чём сложность торга России и Турции
Фото: ТАСС / Сергей Карпухин

В Сочи президенты Путин и Эрдоган договорились о дальнейшем обсуждении газового хаба и проблем зерновой сделки.

Накануне встречи обе стороны резко повысили ставки, чтобы выторговать себе побольше. Этот приём знает каждый, кто бывал на базаре в Стамбуле – лучшей школе турецкой дипломатии.

Турецкие прокси обстреляли в Сирии районы в зоне ответственности правительства и наших миротворцев. В свою очередь, наши ВКС бомбили терминалы в устье Дуная, показывая, что хлеб если и пойдёт через Босфор, то не с Украины.

Для Турции происхождение зерна – вопрос десятый. Главное – не упустить свою прибыль от прохода балкеров через проливы.

Обстрел же городов может быть истолкован нашей стороной и как повод для ответной зачистки неподконтрольных территорий.

Образно говоря, это пока только приглашения сторон друг друга к торгу. Купец Эрдоган называет свою цену неприсоединения к антироссийским санкциям, а в ответ слышит наше встречное предложение. Дескать, они нам – свободу прохождения проливов, в том числе для военных кораблей, а мы им – хаб газовый. И свободный рынок для их томатов.

Ставки обозначены, но теперь надо поторговаться, попытаться дожать ситуацию, причём все стороны прекрасно знают, что компромисс рано или поздно будет достигнут, но надо же на рынке соблюсти приличия.

Точно так же понятно, что Россия с Турцией обречены на сделку. К этому нас зовут взаимовыгодные интересы. В прошлом году товарооборот двух стран вырос на 80%, и тренд на увеличение сохраняется. Растёт и турпоток. Продолжается строительство АЭС «Аккую» – благодаря Росатому Турция в полном смысле слова стала членом международного клуба ядерных государств.

И Росатому, и усатому: в чём сложность торга России и Турции
Фото: ТАСС / АО «Аккую Нуклеар»

Но я бы обратил внимание на один пункт из программы переговоров: президент Турции попросил выделить дополнительные пожарные самолёты для борьбы со стихией, которые Россия и так уже послала на помощь турецким коллегам.

Вопрос не такой малозначительный, как может показаться. Сейчас в пожарах задыхается вся Южная Европа, особенно Греция, где оппозиционные политики уже потребовали от правительства отказаться от антироссийских санкций и попросить у Москвы пожарные самолёты Бе-200 и ИЛ-76, способные за несколько минут сбросить несколько тонн воды на горящий лес.

Но правительство Греции запретило своим спасателям обращаться за помощью к России: дескать, пусть сгорим дотла, но принципам атлантической солидарности не уступим.

А рядом – Турция, где наши спецы из МЧС помогают тушить пожары и разгребать завалы после землетрясений.

Кстати, как помогли Греции их союзники по НАТО? Выразили слова озабоченности? Или это не тот случай, чтобы включать «пятую статью» устава?

Контраст получается. Особенно на фоне предупреждений турецких политиков о возможности новой турецко-греческой войны за спорные районы Северного Кипра.

Важно понимать, что Эрдоган, торгуясь с Россией, торгуется со всем миром одновременно.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем