Игра заморского: как расшифровать манёвры Эрдогана
Интриги турецкого президента ввергли многих в России в печаль. Мы, мол, за него болели на выборах, а он теперь подыгрывает Зеленскому.
Турция выдала киевскому клоуну пятерых его террористов и объявила, что построит на Украине завод по производству беспилотников. Затем Эрдоган сообщил о поддержке курса Киева на вступление в НАТО и в завуалированной форме намекнул, что если Россия откажется от зерновой сделки, турецкие эсминцы обеспечат морской коридор для украинского экспорта.
Словом, запахло предательством. Впрочем, стоило России нанести ракетные удары по украинским портам, как Эрдоган сдал назад. Дескать, морская сделка ушла в историю и ничего с этим не поделаешь.
Мне кажется, наше недоумение от турецкого лидера строится на непонимании сути его политики. Эрдоган ведёт себя как торговец.
Говорят, если хочешь узнать дух страны – почитай их детские сказки. У американцев это истории о супергероях, которые спасают мир от злобных мутантов и космических пришельцев. У русских – чудо-богатыри и Иваны-дураки, которым на шару достаётся богатство и счастье.
У турок главный герой – изворотливый торговец, готовый всех обмануть ради выгодной сделки. Нет понятия верности слову – кто ловчее, тот и прав.
Мы не знаем, какими дополнительными соглашениями была подкреплена зерновая сделка, которая дала возможность турецкому лидеру зарабатывать на проводке балкеров и закрывать глаза на проход через Босфор и Дарданеллы российских танкеров с нефтью. Однако нет сомнения, что и зерновая сделка, и украинский завод по производству «Байрактаров», и отдыхавшие в Турции киевские вояки – это меньшее, которым Эрдоган был готов жертвовать. Что же тогда для него большее?
Очевидно, сделка с Евросоюзом. Эрдоган много раз говорил, что хочет войти в историю как лидер, который привёл Турцию в ЕС.
Об этом он жирно намекал накануне саммита НАТО в Вильнюсе: вы нам открываете путь в Европу, а мы – для Швеции дорогу в НАТО.
И получил отлуп от всего Запада: как ты смеешь ставить нам такие условия?
В турецких сказках хитрый торговец никогда не идёт против превосходящей силы. Напротив, демонстративно покоряется султану или шейху, а сам начинает искать варианты, как бы его обмануть. Поэтому Эрдоган пошёл на попятную, заявив, что лично у него возражений по поводу Швеции нет, что заявка Стокгольма будет передана в турецкий парламент, как только он соберётся после каникул.
Но кто сказал, что возражений не будет у депутатов, большей частью подконтрольных Эрдогану, входящих в его партию? Они могут обсуждать вопрос бесконечно долго – парламентаризм, ничего не поделаешь.
С точки зрения Эрдогана, недоговороспособное руководство Евросоюза давно требуется сменить, а самих надменных европейцев поставить на место.
В чём здесь наш интерес? И как понять, что отношениями с Россией турки не пожертвуют в один выгодный для них момент?
Во-первых, мы тоже заинтересованы в смене элит и политического курса Запада. Во-вторых, в недавней истории российско-турецких отношений были и конфликты с запретами турпоездок и импорта помидоров, убедительно доказавших Анкаре, что не стоит пилить сук, на котором сидишь.
Сегодня реальные экономические отношения с Россией и статус газового хаба – главные наши козыри в игре с Эрдоганом.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.