На берегах амурных: как мы дружили с Китаем в прошлый раз
Фото © ТАСС / Александр Коньков

Стратегический союз Пекина и Москвы в середине прошлого века обещал перевернуть мир, но закончился расколом, которым умело воспользовались США. Нашим политикам важно не повторить этих ошибок.

«Рычи, Китай!» – так в 1930-е годы советские газеты приветствовали сообщения о революционной борьбе у нашего восточного соседа.

«Пробуждение китайского тигра» ознаменовалось в 1949 году победой народно-освободительной армии, которая выгнала войска буржуазной партии Гоминьдан на остров Формозу – нынешний Тайвань.

В начале 1950-х с КНР у нас было настоящее братство. Рука об руку били американцев в Корее, гнали французов из Вьетнама и других стран Индокитая, готовили пролетарскую революцию в Индонезии.

Но, увы, братство ненадолго пережило Сталина. Впрочем, разрыв отношений произошёл не сразу после его смерти. Осенью 1954 года, в честь пятилетия образования КНР, прошёл первый большой визит в Китай советской делегации. Там подписали пакет крупных соглашений в экономике. Но главное – договорились о «разделе сфер влияния» в мировом коммунистическом движении. Пекину досталась Азия, Москве – остальной мир.

Но трещина уже возникла. Мао Цзэдун остался недоволен итогами визита: Хрущёв отказался обсуждать с ним пограничные споры (улажены они были только в 2011 году).

Не принял Мао и хрущёвской борьбы с культом Сталина. По его мнению, критика в адрес прежнего руководства СССР бросала тень на всё коммунистическое движение. Китайскому лидеру не нравилась открытая борьба за власть в нашем Политбюро.

В итоге товарищ Мао объявил происходящее в СССР «победой сил ревизионизма», а себя самого – новым мировым лидером коммунистического движения. Дескать, мы учились у русских, а теперь будет наоборот.

Разрыв с Москвой Мао Цзэдун использовал как повод для чисток в своей партии ради укрепления личной власти. Он выпустил на волю хунвейбинов – агрессивное молодёжное движение, учинявшее нападки на возрастных партийцев.

Хрущёв был в ярости, тем более что Мао нарушил соглашение о разделе сфер влияния и «увёл» под своё крыло европейские Албанию и Югославию.

На берегах амурных: как мы дружили с Китаем в прошлый раз
Фото © ТАСС / Алексей Стужин

Окончательную точку в советско-китайской дружбе поставили пограничные столкновения на реке Уссури вокруг острова Даманский в 1969 году.

Расколом тут же воспользовались США, предложив Пекину особое экономическое сотрудничество и роль сборочного цеха. На этот раз никто в Китае и не пикнул насчёт «соглашательства с империализмом».

Неприязнь двух наших стран была забыта после краха СССР. Россия начала выстраивать отношения с Китаем на новой, прагматичной основе. А американские стратеги пытались продолжать нас ссорить. Ещё в нулевых у них существовала идея превратить нас в примерно такой же боевой таран для Китая, каким Украина стала для России.

Для Вашингтона страшна сама мысль о крепком альянсе Москвы и Пекина – противостоять сразу двум таким соперникам у них ресурса не хватит. А без противостояний они не могут.

Так что пусть недруги теперь твердят, что новый российско-китайский союз приведёт к зависимости России от огромного соседа. Даже если так – по мне, это лучше, чем быть камикадзе на службе у западных господ.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем