рубрики

Ну ты Ваня: почему у поколения Янковского-младшего такая низкая эрудиция
Фото: Сергей Лантюхов / Абзац

Внук актёра Олега Янковского Иван признался, что ничего не знал о шахматисте Анатолии Карпове, которого сыграл в кино и даже за эту роль получил статуэтку «Золотой орёл».

Лента режиссёра Алексея Сидорова рассказывает о легендарном поединке 1978 года за звание чемпиона мира против эмигранта Корчного.

«Я влетел в картину за четыре недели до начала съёмок. Мне в кратчайший срок нужно было максимально плотно погрузиться в эту тему, о которой я не знал ровным счётом ничего. Я знал только, как ходят фигуры, но кто такой Анатолий Евгеньевич [Карпов], что вообще был за матч в Багио в 1978 году, я понятия не имел».

Это вообще как? Ничего личного к выходцу из замечательной семьи, но только темень кромешная.

Против Ивана Янковского, похожего на великого деда по мимике и повадкам несказанно больше своего отца, ничего не имею совершенно. Он таков, каким сделало его время. И, понятное дело, родители. И Московская международная киношкола, и ГИТИС.

«Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить», – размышлял ещё Гамлет.

Мне в застойное моё детство тоже ведь никто ни о Багио, ни о хоккейной серии 1972 года СССР – Канада не рассказывал. Родители далеки были от спорта, мне пять лет. Телевизор «Неман» – чёрно-белый на ножках, купленный в рассрочку. Со сломанной ручкой переключения программ, её заменяли пассатижи. Ящик всё время ломался, его надо было бить в определённое место. Это выводило ламповый аппарат из ступора, но не всегда.

Тем не менее о канадских победах я каким-то образом знал. И о триумфе Карпова тоже, правда, из подрывных голосов, нёсшихся из транзисторного приёмника «Океан», который всё равно глушили, ибо диапазон коротких волн был у него сознательно укорочен, а дачи, где не работали глушилки, у нас, увы, не было.

Будучи обычным советским школьником, знал я о спутнике, Гагарине, вьетнамской войне, хоть первых двух и не застал. Понимал, кто такие де Голль, Трумэн и Кеннеди, не говоря о Рузвельте с Черчиллем. И о Сталине знал.

Ничего не ведал я только о Хрущёве, коего Брежнев выжег изо всех книг, учебников и фильмов, да так, что если о существовании Сталина застойная школота ещё знала хотя бы из кино про войну, то о Никитке даже не догадывалась. О Хрущёве иногда проговаривались родители.

Однако связь времён не рвалась. Не было чёрных ям и безвозвратных дыр. Школьник, если не был отъявленной шпаной, худо-бедно в истории Отечества ориентировался. Детям из так называемых культурных семей и вовсе стыдно было не знать общеизвестное. Напротив, бурно обсуждали внутренне и международное положение. На свой лад, разумеется.

А сегодняшние золотые лицеисты, окончившие всё, что можно, не знают, похоже, вообще ничего об истории Родины. Они будто иностранцы. И, кажется, не их в том вина.

Хотя как не их – недостатка в информации нет, интернет в полном распоряжении.

Да и гроссмейстер Карпов жив, дай Бог ему здоровья. Поистине национальный герой. Без шума и пыли открывающий по всей стране шахматные школы, ищущий таланты, повышающий интеллектуальный уровень юного поколения. Лелеющий и пестующий несмышлёнышей.

А внук великого Олега Янковского обо всём этом ни сном ни духом.

Зато хотя бы честно в своей невежественности признаётся. Золотые орлы – они такие.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем