Дипломат с отличием: как Мария Захарова подошла к своему юбилею

К 50-летию лица нашей внешней политики – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.
Мария Владимировна Захарова – одна из самых известных персон России – отмечает юбилей. Это определенный срок, когда принято собирать информацию о достигнутом за половину жизни. Не итоги, Боже сохрани, а именно достижения к этому моменту.
В отличие от второй половины жизни, в эти 50 лет можно включать детство и юность – старт важной дистанции. Но мне хотелось бы начать иначе.
Сегодня Мария Захарова – лицо России. Лицо нашей внешней политики. Ее язык, ее глашатай. Слова, произнесенные Марией Владимировной, манера, жесты, мимика, артистичность – все это внешний облик нашей внешней политики. Каждый элемент ее творческого труда – нота, акцент, штрих – важен. Миллионы следят за исполнением этой сложнейшей партитуры. Многозвучной, симфонической.
Россия – великая держава, оказавшаяся, как это уже не раз бывало, в центре мирового вихря, или, как бы сказали в МИД, «глобальных процессов», – ведет чрезвычайно сложную партию.
Нам нужны союзники – и они есть. Нам угрожают противники – и они опасны и безнравственны. Мы ценим нейтралитет суверенных стран, понимая и уважая их интересы. Все это гораздо сложнее, чем можно объяснить словами.
Даже личность с развитым от природы подвижным и острым умом, наделенная большими знаниями, многолетним опытом, профессиональной подготовкой, талантом донести доходчиво важное послание, справляться с такой задачей может только при мобилизации всех ресурсов. Только незаурядной личности такое под силу.
И Мария Владимировна незаурядна. Этого сложно не заметить.
Мария Захарова на этой службе с детства. Выросла в семье дипломата. Должность отца не была синекурой или привилегией. Ему выпала сложная работа: в Пекине, отношения с которым у Москвы в 1980-е были очень непростыми. Дочь была рядом.
Она не просто наблюдала – дипломатические дети участвуют в работе всегда. Они налаживают контакты с новым поколением, посещают мероприятия, дарят памятные подарки и учатся. Учатся самому сложному – находить друзей. Не только для себя, но и для тех, кого представляют в официальных чинах их родители.
Общительность, эрудиция, обаяние – их главный инструмент. Мария Захарова им овладела еще в детстве. И прекрасно исполняет на нем мелодию нашего дружелюбия, отзывчивости, спокойной уверенности в наших силах, открытости и понимания реальности.
Острым словом Мария Захарова владеет блистательно: может уязвить слишком заигравшихся в надменность визави, может осадить наглеца и лжеца. Поэтому и вызывает агрессию к себе у недругов нашей страны. Сама же Захарова умеет демонстрировать невероятную устойчивость к проявленной по отношению к ней грубости или напористой тупости, с которой частенько нападали не нее.
Блестящее образование, полученное в святая святых нашего МИД – МГИМО, открыло перед Марией большие перспективы, но это все еще был старт. Международная журналистика видится со стороны высокой стартовой ступенью, однако на этом поле и конкуренция невероятно высока.
Марии удалось продвижение в дипломатической иерархии к нынешнему посту не с наскока. Захарова действительно много работала, и зависть к ее достижениям совершенно понятна, но неоправданна: не всякий смог бы этот профессиональный путь пройти вообще, не то что с таким убедительным результатом.
Мария Владимировна много общается с разными людьми. С неприятными в том числе. Отвечает им строго, неординарно, изобретательно. Мы бы тоже хотели так уметь! Иногда хотели бы и добавить пару ласковых. Не ей, а собеседнику. Да похлеще. Но это потому что мы не дипломаты.
Иногда обижаемся на Захарову: мол, надо было сказать так-то и так-то. Но дипломатия – это искусство. Искусство не подставить под удар или даже критику государство, народ, идею. Тот же врачебный принцип «не навреди». Так, по крайней мере, дипломатию представляю себе я. Дипломатический словарь состоит из сплошных эвфемизмов: «озабоченность», «наблюдаем», «хотелось бы верить», «потенциальный прогресс» и прочая.
И если наши противники используют наглую клевету и грубые угрозы, это свидетельствует о шаткости их позиции и отсутствии навыков в сложнейшей работе – гасить пожарища, которые они готовы разжечь из-за своей несдержанности, приводящей к постыдному их недержанию.
Работу Захаровой можно посчитать вспомогательной, если отмахнуться от того, что образ России на международной арене так же важен, как и ее сила.
«Красота – страшная сила!» – говорила в советском кино героиня Раневской. И хоть вкладывалась в эту реплику некая ирония, истинность этого послания мы знаем.
Россия – невероятно красива и разнообразна, деятельна, разумна, чувственно богата, щедра душой. Все это необходимо каждый день доносить миру с его короткой памятью и сиюминутным вниманием.
Кто возьмется за такое дело? Кто потащит на себе такой тяжелый груз, с каждым днем не становящийся легче? Бесконечный день сурка, когда каждый рассвет нужно начинать заново с того, чтобы объяснять быстро меняющемуся и суетливому миру вечные, как Россия, вещи.
Мария Владимировна справляется. И Бог ей в помощь! Первые 50 на службе Отечеству пройдены – впереди еще много задач.
Пожелаем юбиляру сил и средств в достижении новых высот в этом служении.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.