Стоп, кадры: почему нехватку учителей не восполнит механическое введение отработки после вузов

О возможном пути решения злободневного вопроса – обозреватель «Абзаца» Дмитрий Попов.
В России катастрофически не хватает учителей. Данные разнятся. Официальные цифры от чиновников, может, и не такие страшные, потому что учитывают занятые ставки, а тот факт, что две-три ставки занимает один педагог, не учитывают. Но в реальности речь идет о сотнях тысяч недостающих в школах и училищах преподавателей.
Ну что тут скажешь? «Дикий капитализм» и здесь не справился. Сначала уничтожили саму суть профессии педагога, превратив школы в «организации по оказанию услуг». Опустили престиж учителя ниже плинтуса, перестали достойно оплачивать труд.
Сейчас вроде спохватились. Поднимают зарплаты (но местные чиновники все равно ищут лазейки – и подчас повышение происходит только в статистических отчетах), совершенствуют нормативную базу, чтобы защитить педагогов от «потребительского произвола» (клиент же всегда прав) родителей и самих учеников.
Но, как известно, ломать не строить. Строить быстро не выходит. Проблема с кадровым голодом огромная.
Вот и приходится обращаться к прогрессивным советским практикам. Похожую кадровую проблему решают сейчас в медицине. Уже принят закон о том, что выпускники медицинских высших учебных заведений должны три года отработать в государственных клиниках для того, чтобы оправдать деньги, которые в них вложены в ходе бюджетного образования.
Теперь очередь дошла до педагогов. Глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов заявил, что проблему нехватки преподавателей в школах и училищах можно решить через введение отработок для студентов педвузов.
Можно, наверное, попробовать. Но помимо команды «поедешь туда» нужно еще и условия создавать.
В СССР распределяли выпускников вообще всех вузов. Отправляли туда, где специалист стране нужнее. Срок отработки был три года. На это время бывший выпускник получал статус «молодой специалист».
Государство оплачивало проезд и провоз багажа специалиста (240 кг, между прочим, на самого работника и по 80 кг на каждого члена семьи) к месту работы. Были льготы в устройстве детей в дошкольные учреждения и другие социальные гарантии. Ко всему прочему, молодым специалистам предоставлялось право на внеочередное получение жилья.
Плюсы такой системы для государства трудового народа очевидны. Сейчас другой государственный строй. Однако есть нюансы. Никто же не возмущается, что молодые офицеры, выпускники военных училищ, едут служить туда, куда направила Родина.
Так вот, государство взяло на себя обязательство обеспечивать бесплатную медицинскую помощь и образование. Чтобы эта функция работала, мы платим налоги. На эти деньги обучаются будущие медики и педагоги. А после их обучения и происходит сбой – не хотят они идти в государственные больницы и государственные школы.
Понять их можно, выше об этом говорилось. Но что делать-то?
Повторюсь, пожалуй: не только вводить распределение и отработку, но и создавать условия, повышать социальные гарантии, престиж профессии в обществе. Чтобы было желание остаться.
В противном случае это будет не решение, а паллиатив – отработал три года, как на каторге, через пень-колоду – и сбежал. О каком качестве образования тогда говорить?
И стоит помнить: выбор стать что учителем, что врачом – это выбор служения людям. Без трудностей на этом пути не обойтись. Но таков путь.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.