ok
Получит в лобби: какой сигнал послала Россия желающему провести ядерные испытания Трампу
Фото © Гавриил Григоров / пресс-служба президента РФ / ТАСС

Об опасной игре, затеянной американцем, – обозреватель «Абзаца» Дмитрий Попов.

Есть ощущение, что безответственные с общечеловеческой точки зрения (и ответственные со своей, сугубо военной) американские эксперты не объяснили Трампу, что такое ядерные испытания. А у него же язык как помело – проведем, говорит. И вот уже Путину приходится поручать членам Совбеза «внести согласованные предложения о возможном начале работ по подготовке испытаний ядерного оружия».

Небольшой ликбез все же необходим. Например, 5 ноября США осуществили запуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Minuteman III. Она является носителем ядерных боеголовок. Общеупотребительным для МБР названием давно стало словосочетание «ядерные ракеты».

И вот эти самые ядерные ракеты периодически испытывают все страны, ими обладающие. Мы, например, 22 октября запустили сразу две – «Ярс» и «Синева». Об этих пусках страны предупреждают друг друга заранее. И конечно, вместо реальных боеголовок в них используются масс-габаритные макеты.

Это все не является ядерными испытаниями.

Ядерные испытания – это непосредственно взрыв ядерного заряда. Последнее такое ядерное испытание СССР провел в 1990 году, США – в 1992-м, Китай – в 1996-м, Индия и Пакистан – в 1998-м, а Северная Корея – в 2017-м.

В 1996 году ООН был принят Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Впрочем, он так и не заработал – США его не ратифицировали. А 2 ноября 2023 года ратификацию отозвала и Россия.

И вот теперь Трамп услышал про наши испытания «Буревестника» и «Посейдона» – новейшего российского оружия с ядерными энергетическими установками. Это тоже не является ядерными испытаниями, но разве можно США отдать русским (да вообще хоть кому) пальму первенства? Вот и ляпнул: мол, проведем ядерные испытания.

Ох, не зря на Совбезе глава ФСБ Бортников сказал, что надо бы разобраться, что Трамп имеет в виду. Если пуск Minuteman – одно дело. А вот если ему не объяснили разницу между подрывом ядерного заряда и испытанием носителя...

А ведь могли и не объяснить, преследуя свои «оборонные» интересы. Дело в том, что США обновляют ядерную триаду. На смену Minuteman идут ракеты шахтного базирования Sentinel. На новых подлодках Columbia планируется ставить новые ракеты вместо Trident. На стратегические бомбардировщики В-21 Raider – гиперзвуковые ракеты. И для всего этого понадобятся новые ядерные боеголовки.

Да, сейчас нет необходимости непосредственно в подрыве – взрывы моделируются на суперкомпьютерах. Но чешется же жахнуть: одно дело – математика, и совсем другое – настоящий бабах.

И если Трамп говорит о реальных ядерных испытаниях, это крайне серьезно. В мире и так неспокойно, а проведение США взрыва просто откроет ящик Пандоры. Сейчас, по оценкам экспертов, порядка 20 стран в состоянии произвести ядерное оружие. Договор о нераспространении полетит в топку бесконечных испытаний.

Но главное, на чем заострил внимание на Совбезе наш министр обороны Белоусов: США в октябре провели учение с отработкой «превентивного ракетно-ядерного удара по России» и намерены разместить в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе ракеты, подлетное время которых до Центральной России составит шесть-семь минут.

Именно поэтому Белоусов посчитал необходимым немедленно начать подготовку к проведению полномасштабных ядерных испытаний на архипелаге Новая Земля. Да, как сказал Путин, первыми мы их проводить не будем. Но судя по всему, сделаем это незамедлительно, если такие испытания проведут США.

Ядерные испытания – это уже не просто словесные угрозы, это действия. Это последний шаг, остающийся перед реальным применением такого вида оружия.

Обсуждение этого вопроса на Совбезе – сигнал Трампу, что Россия воспринимает ситуацию очень серьезно. Лучше бы ему одуматься.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Рекомендуем