Колесо оборзения: почему проблему курьеров на электровелосипедах приходится решать СПЧ

О появившейся на горизонте надежде – обозреватель «Абзаца» Дмитрий Попов.
Буквально на днях в Москве на Мосфильмовской улице курьер на электровелосипеде сбил на тротуаре 12-летнюю девочку. Очень торопился кому-то гамбургеры привезти. Или туалетную бумагу, не знаю. Ребенок оказался с переломом ноги в больнице. Дня не проходит без инцидента с этими спиди-гонщиками.
Сначала была напасть с электросамокатами. Когда количество покалеченных прохожих достигло критической массы, а неравнодушные граждане разъярились до такой степени, что начали самокатчиков бить, официальные органы начали вроде наводить порядок.
Вводить все эти «зоны замедления», вешать номера на самокаты, отслеживать нарушения по камерам и реально штрафовать. Ну хоть что-то. А тут еще наступающая зима помогла – можно было бы вздохнуть свободно. Но нет.
Когда из-за спины у тебя беззвучно вылетает чудовищная конструкция в стиле фильма «Дорога ярости», разве что без шипов, или, наоборот, несется на тебя нечто, слепя фарой, – эмоции, прямо скажем, не слишком положительные.
Ни дождь, ни снег моторизованным курьерам не помеха. И вообще – никто не помеха. Нет такого закона, который бы запрещал электровелосипедам двигаться по тротуарам.
Почему нет? Говоря официальным языком «хлопков» и «отрицательного роста», это «несовершенство законодательства». А говоря прямо – нежелание решать проблему, которое еще и стимулируется представителями бизнеса.
Госавтоинспекции, например, совершенно невыгодно признавать электровелосипеды и подобные конструкции транспортными средствами. Если признать – придется брать их на учет, а это лишние административные расходы, да и аварийность, к гадалке не ходи, вырастет, что испортит статистику.
Зато нынешнее положение вещей выгодно бизнесу. И тем, кто эти «средства индивидуальной мобильности» в аренду сдает, и курьерским фирмам, и пользующимся их услугами магазинам, ресторанам и фастфуду.
Ну а пешеходы, мамы с колясками, дети, старики с палочками – переживут как-нибудь. Подумаешь, девочке ногу сломали – тут прибыль и прогресс на другой чаше весов. Нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради прибыли в 300%.
Приятно наблюдать, как «центром сопротивления» по, скажем так, «межотраслевым» проблемам простых людей, которые непонятно кто должен решать, все чаще становится Совет по правам человека при Президенте.
Сейчас вот глава СПЧ Валерий Фадеев призвал запретить движение «курьерского транспорта» по тротуарам. По его мнению, если транспортное средство имеет сиденье и мотор, то оно должно квалифицироваться как мопед или мотоцикл. А значит, и движение такого транспорта по пешеходным зонам, тротуарам и велопешеходным дорожкам должно быть полностью запрещено. Вешайте госномера – и добро пожаловать на автомобильные дороги. Исключение должно быть сделано только для моторизованных инвалидных колясок.
В самом деле, какая разница, на чем работает двигатель: на бензине, электричестве, ядерном топливе или святом духе? При современном развитии технологий вполне логичным выглядит разделение транспортных средств именно по наличию двигателя, а не по его виду – ДВС это или электромотор.
Важно, что СПЧ в своем предложении вполне соблюдает баланс интересов – к любому подъезду курьер точно так же, как и сейчас, сможет подъехать по проезжей части. Автомобили же подъезжают.
Единственная проблема – государственным органам придется поднапрячься. Но у нас же социальное государство. По конституции.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.