ok
Север в конце туннеля: в каком случае у нас появится подводная дорога до Аляски
Фото © Юрий Смитюк / ТАСС

Об амбициозном проекте – обозреватель «Абзаца» Юрий Шумило.

Контрастом на фоне все более усугубляющегося международного положения стало предложение о строительстве туннеля по дну Берингова пролива между Россией и США, прозвучавшее из уст Кирилла Дмитриева, одного из основных коммуникаторов между странами.

Вроде бы все мировые акторы на словах воевать не хотят, но изо всех сил вооружаются, что всегда исторически служило однозначным признаком неминуемого конфликта, а тут вдруг – перекуем мечи на орало? Неожиданно.

Из истории вопроса. Еще в 1890 году губернатор штата Колорадо Уильям Гилпин задумывал транспортное сообщение между странами. Тогда, понятное дело, ни о каком туннеле не мечталось, поэтому предлагалось соорудить железнодорожный паром. На это тогдашний премьер Российской империи Сергей Витте отреагировал крайне положительно, но после Русско-японской войны тему похерили.

В 1944 году личный представитель Рузвельта Гарриман в разговоре со Сталиным заметил, что «неплохо было бы когда-нибудь построить надежный путь между Чукоткой и Аляской, чтобы организовать по нему бесперебойное железнодорожное сообщение».

Иосиф Виссарионович согласно кивнул, и в перспективной схеме наших железнодорожных путей появилась линия, идущая на Чукотку. К ее строительству так и не приступили по причине очередного усугубления отношений между СССР и Западом.

В 1990-х годах к теме этого туннеля вновь вернулись – ее обсудили на конференции по глобальным проектам в ООН и даже зарегистрировали в Вашингтоне корпорацию «Трансконтиненталь», вооружившись детально проработанным проектом.

Даже Дмитрий Анатольевич Медведев, пребывая на посту президента РФ в 2010-м, высказался по теме: «Я оцениваю этот проект прагматично, если покажете эффективность этих инвестиций, тогда я буду пробивать эту идею через правительство, а если это просто размышления на тему, то тогда, извините, у этого проекта нет будущего».

Похоже, что через 15 лет после этого высказывания нынешнего зампреда нашего Совбеза экономическая целесообразность получила обоснования, подкрепленные и политической целесообразностью.

Бонусы от реализации проекта лежат на поверхности: туннель кардинально перекроит мировую логистику. В нем можно легко обнаружить интерес у всех стран Тихоокеанского региона.

Это не говоря уже о сугубой выгоде переброса электроэнергии между РФ и США, вырабатываемой, но не потребляемой в странах из-за разницы часовых поясов… Энергии, потребность в которой кратно возрастает ввиду нового технологического перехода, связанного с искусственным интеллектом.

Технически строительство тоннеля возможно: если по старинке, то $65 млрд, если позвать компанию Илона Маска The Boring Company, то цена вопроса снизится до $8 млрд. Ну и в остальную сопутствующую инфраструктуру надо будет вложиться изрядно...

Главное препятствие для строительства туннеля – это все же ситуация в геополитике. Будет мировая война – никакого туннеля не будет. А если договоримся мирно, то на Аляску станем кататься, как на электричке.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Рекомендуем